Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 8: “Будут смотреть на Того, Кого пронзили”

Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 8: "Будут смотреть на Того, Кого пронзили"

Евангелист Иоанн пишет про умершего Иисуса:

“Придя же к Иисусу, они, когда увидели, что Он уже умер, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему бок, и вышла тотчас кровь и вода. Ибо произошло это, да исполнится Писание: Будут смотреть на Того, Кого пронзили” (Ин 19.33-37).

Откроем это место Писания:

“И тогда Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима.

Я изолью на дом Давида и на жителей Иерусалима дух миролюбия и смирения, и они вспомнят о том, кого они закололи. Будут скорбеть о нем, как о единственном сыне, горевать о нем, как о первенце.

Тогда скорбь в Иерусалиме будет так же велика, как скорбь в Хада’д–Риммо’не на равнине Мегиддо’.

Вся страна будет скорбеть, каждый клан — по отдельности: отдельно — клан Давида, со своими женами; отдельно — клан Нафа’на, со своими женами; отдельно — клан Леви’я, со своими женами; отдельно — клан Шими’, со своими женами, — все уцелевшие кланы, каждый клан отдельно, со своими женами” (Зах 12.9-14).

О ком идет речь? Где здесь упоминание о Мессии?

Единородный сын? Но это трагедия для любой семьи с подобной потерей. Вспомним про вдову наинскую. Она оплакивала своего сына именно так: «скорбела о нем, как о единственном сыне, горевала о нем, как о первенце».

Преподобный Ефрем Сирин полагал, что это пророчество сбылось в лице героя Маккавейских войн Иуды Маккавея, погибшего в 160 г. до н.э.: 

“В историческом смысле слова: восплачутся о Нем плаканием, яко о возлюбленном (первенце), и воззрят Нань, Егоже прободоша, означают то, что любившие Иуду Маккавея возрыдают и восплачут, когда пронзят и умертвят его язычники, и будут плакать о нем, как об единородном. Восплачутся, говорит Пророк, и поболят о нем болезнию, яко о первенце, то есть восплачутся подобно матери, сокрушающейся о первенце и притом единородном”.

Евангелист Иоанн связывает исполнение пророчества с действиями воина, который “копьем пронзил Ему бок”. Но у прор. Захарии говорится иначе: “они вспомнят о том, кого они закололи”. Это указание на убийство человека ножом или копьем. В рассказе Иоанна Иисус умер от разрыва сердца, а околосердечную сумку  (перикард) воин пронзил, дабы удостовериться в его смерти.

Захария писал о человеке, которого закололи (зарезали?) представители “дома Давида и жители Иерусалима”. Даже учитывая требование членов синедриона распять Иисуса, следует признать, что смертный приговор вынес префект Рима, равно как процесс распятия и пронзения ребра Иисуса проводили воины Пилата, а не жители Иерусалима.

Посмотрим еще раз на контекст пророчества о пронзенном человеке: 

“И тогда Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима. Я изолью на дом Давида и на жителей Иерусалима дух миролюбия и смирения, и они вспомнят о том, кого они закололи”.

Иудейское царство было захвачено римскими войсками под командованием Помпея Великого в 63 г. до н.э. Если указанное пророчество сбылось в момент смерти Иисуса из Назарета, то уже перед его распятием (примерно 29 г. н.э.) Яхве начал бы “уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима”, то есть Римскую империю.

Но вместо этого дом Давида потерпел поражение в Иудейской войне, в результате которой Храм и Иерусалим были полностью разрушены.

Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 8: "Будут смотреть на Того, Кого пронзили"

Иудея потеряла остатки автономии, а на развалинах Иерусалима был разбит лагерь X легиона.

Святитель Кирилл Александрийский полагал, что поражение иудеев было следствием распятия Иисуса:

“Когда же обрушилась на них римская война, причем страна их подвергалась опустошению, города сожигались, дома опустошались и даже самый Иерусалим был уже в осаде, а внутри свирепствовал голод, тогда некоторые едва стали приходить к сознанию совершенных над Христом дерзостей и наконец познали причины бедствия и то, что виною их страдания были их нечестия в отношении к Нему. Итак, поелику они надругались, то «восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце»”.

Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 8: "Будут смотреть на Того, Кого пронзили"

Это месть Яхве?

Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство. Но Иисус просил Отца Небесного простить своих распинателей и врагов.

Или этого было мало? И где же обещанная помощь Яхве раскаявшимся иудеям: “Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима”?

И последний вопрос. Говорят, что в 70 г. н.э. в Иерусалиме проживало от 600 000 до миллиона человек.

Если взятие Иерусалима было местью Яхве за распятие Иисуса, то зачем было ждать 40 лет?

Ведь за эти годы умерли почти все непосредственные участники и виновники смерти Иисуса, а в Иерусалиме жили их дети и внуки, совершенно не причастные к той трагедии.

Это такая педагогика и милосердие Яхве?

Подведем итоги.

Пророчество Захарии возвещает вмешательство Яхве с целью уничтожения врагов Иерусалима. В его рассказе иудеи зарезали какого-то мужчину или юношу. Впоследствии они одумались и оплакали его как единственного сына матери. Упоминание “скорби на равнине Мегиддо” указывает на смерть благочестивого царя Иосия от руки фараона Нехо II, что стало тяжелым потрясением для всех иудеев и поводом для размышлений пророков.

Во всех этих положениях трудно найти корреляции с судьбой Иисуса из Назарета.

Никакого уничтожения врагов Иудеи не произошло. Жители Иерусалима не зарезали и не пронзили Иисуса. Это сделали язычники. Впечатления Иоанна Богослова от пронзенного ребра Иисуса были восприняты как исполнение пророчества о пронзении. Но Захария писал про убийство холодным оружием, а Иоанн про посмертное пронзение.

В пророчестве обещано раскаяние иудеев после убийства какого-то человека, а в реальности иудеи претерпели ужасы войны, были убиты и проданы в рабство. Это совершенно иная причина для скорби.

В отличие от Иосии, погибшего на равнине Меггидо (древнегреческое Армагеддон), Иисус не был вождем или царем иудеев и не вел войны с врагами Израиля. Его протест против агрессии и богословия Римской Империи был ненасильственным.

Мнение отцов Церкви, что уничтожение Храма, Иерусалима и остатков автономии Иудеи в 70 г. н.э. были возмездием от Господа за распятие Его Сына воспринимаются как одобрение геноцида и представление Яхве как мстительного Бога, наказывающего детей вместо родителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: