Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма

Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма

Древнее поселение в 14 километрах к северо-востоку от Мертвого моря возникло еще в эпоху халколита (около 4300–3600 годов до нашей эры), однако расцвет города наступил несколько позже — в эпоху бронзы.

Астероид?

“В один из дней примерно в 1650 г. до н.э. жители города, ныне называемого Телль-эль-Хаммам, занимались своими повседневными делами, не подозревая, что к ним со скоростью 61 000 км/ч летит ледяная космическая скала.

По числу жителей этот город в те времена на порядок превосходил Иерусалим и был в пять раз больше Иерихона.

Вспыхнув в атмосфере, скала взорвалась огромным огненным шаром на высоте около 4 километров над землей. Взрыв был примерно в 1000 раз мощнее атомной бомбы в Хиросиме. Потрясенные горожане, увидевшие взрыв, мгновенно ослепли. Температура воздуха быстро поднялась выше 2000 °C. Первыми сгорели одежда и дерево, затем начали плавиться мечи, копья, сырцовые кирпичи и керамика. Практически сразу город загорелся. 

Через несколько секунд на город обрушилась мощная ударная волна. Двигаясь со скоростью около 1200 км/ч, она была более мощной, чем самый страшный смерч из когда-либо зарегистрированных. Смертельные ветры пронеслись по городу, снося все здания. Они оторвали верхние 12 метров четырехэтажного дворца и выбросили обломки в соседнюю долину. Ни один из 8000 человек или каких-либо животных в городе не выжил — их тела были разорваны на части, а кости расколоты на мелкие фрагменты.

Примерно через минуту в 22 км к западу от Талль-эль-Хаммама ветер от взрыва обрушился на библейский город Иерихон, стены которого рухнули, и город сгорел дотла.

Единственным объяснением такого разрушения города может быть астероид.

Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма
Ted Bunch et al. / Scientific Reports, 2021

В «слое разрушения» были найдены мелко раздробленные песчинки, называемые шоковым кварцем, которые образуются только при давлении около 328 тонн на дюйм, что соответствует пяти гигапаскалям. «Слой разрушения» также содержит крошечные твердые как алмазы диамониды. Похоже, что деревья и растения в этом районе мгновенно превратились в этот алмазоподобный материал под воздействием высокого давления и температуры огненного шара.

В результате взрыва по всей долине испарилась или расплескалась токсичная соленая вода Мертвого моря. Без урожая никто не смог бы прожить в долине до 600 лет, пока минимальное количество осадков в этом пустынном климате не смыло соль с полей.

«Все наблюдения, изложенные в Книге Бытия, согласуются с космическим взрывом в воздухе, — говорит Джеймс Кеннетт, заслуженный профессор наук о Земле из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре — однако нет никаких научных доказательств того, что именно этот разрушенный город действительно является Содомом Ветхого Завета».

В этом описании катаклизма я выделю ключевые моменты. 

Около 3650 лет назад на юге Леванта рядом с Мертвым морем был крупный город бронзового века. 

Беда, постигшая город, имела неземное происхождение (ср. Иов 5.6), т.е. его разрушило не землетрясение или нападение врагов. 

В атмосфере над Мертвым морем взорвался астероид. В результате световой вспышки жители поселения сначала ослепли, а затем моментально погибли.  

Сверхвысокая температура, очень высокое давление и аномально высокие концентрации соли — всё это указывает на катаклизм космического характера.

Более 100 соседних поселений в нижней части долины реки Иордан были заброшены и оставались необитаемыми в течение следующих 300–600 лет. Население региона сократилось с десятков тысяч до нескольких сотен кочевников. 

На этих прежде плодородных землях ничего не могло расти, что заставляло людей покидать эти места.

Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма
Джон Мартин. Гибель Содома и Гоморры. 1852 г.

Жившие в отдалении люди могли получить ожог сетчатки и ослепнуть. Другие же с ужасом созерцали огненное зарево над крупным городом, а впоследствии — обугленные и расплавленные материалы в безжизненной пустыне

Наблюдая керамические черепки с оплавленными поверхностями; пузырящиеся фрагменты кирпича, а также оплавленную кровельную черепицу, кочевники могли задаваться вопросом, что же здесь произошло и по какой причине.

Катастрофа такого масштаба поражала воображение людей, память о гибели городов со временем трансформировалась в мифы о божественном возмездии жителям этого региона.

Миф как средство политики

Рассказ о гибели Содома — это не репортаж с места событий, а, скорее, философия истории древних иудеев. 

Людям древности была свойственна архаическая форма осмысления действительности. Мифологический тип мышления предполагал вмешательство богов и духов в земные события. 

Авторы Библии никогда не описывали природные события как автономные процессы — ими управляет Яхве. Приведу характерные примеры. 

Итак, библейский Бог:

  • простирает ночь (Пс 103.20);
  • посылает дождь (Иов 5.10, Мф 5.45);
  • производит лёд (Иов 37.10);
  • одевает цветы (Мф 6.28);
  • растит траву (Пс 103.14);
  • прикасается к горам и они дымятся (Пс 103.32);
  • кормит птиц (Мф 6.26);
  • дает пищу зверям (Пс 103.27);
  • повелевает солнцу восходить (Мф 5.45);
  • вызывает землетрясение (Пс 103.32);
  • ветром разгоняет воды Чермного моря (Исх 14.21);
  • повелевает воде произвести рыб, земле – зелень и зверей (Быт 1.12,20,24).

Соответственно, если с неба падают камни, то их бросает сам Яхве:

“Когда же они бежали, Господь бросал на них с небес большие камни [града] и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]” (И.Нав 10.11).

В данном случае Бог изображен как участник сражения. Он бросает с неба камни, чтобы уничтожить врагов израильского народа. 

Соответственно, читатели книги Бытия понимали, что города вокруг Содома не могли погибнуть случайно. Падение огня с неба говорило им о сильном гневе Яхве на нечестие людей.

Библейский рассказ содержал важное назидание для иудеев: за жестокость и коварство соседние поселения подверглись полному уничтожению. 

С другой стороны, важной целью повествования о гибели Содома являлось объяснение происхождения народов, населявших Ханаан и Трансиорданию — это тоже важная функция мифа.  

В книге Бытия предки Моава и Аммона выставлены в самом невыгодном свете. Полагаю, что здесь мы видим пример политически мотивированного черного пиара, созданного автором книги Бытия “задним числом”. 

Декан факультета археологии при Тель-Авивском университете- Израэль Финкельштейн уверен, что

“сказания о патриархах ясно отражают отношения Израиля и Иудеи с их восточными соседями. В течение 8 и 7 столетий до н. э. их контакты с царствами Аммона и Моава зачастую были враждебными; Израиль фактически доминировал над Моавом в начале 9 столетия до н. э. Поэтому имеет существенное значение — и это занятно — как восточные соседи унижены в патриархальной родословной.

Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма
Ян Брейгель Старший (1568-1625, Нидерланды). Лот с дочерьми на фоне Содома и Гоморры

Бытие 19:30–38 информирует нас о том, что эти нации были рождены от кровосмесительного союза. Не было в седьмом веке иудея, который, глядя через Мертвое море в сторону соперничающего царства, мог бы сдержать презрительную улыбку, вспоминая историю такой сомнительной репутации их предков”.

Презрение выказывали иудеи и по отношению к погибшим жителям Содома.

Пророк Иезекииль упоминает об этом в своей книге:

“Разве не судачила ты о Содоме, сестре твоей, во времена величия твоего” (Иез 16.56).

Авторы Пятикнижия и пророки были убеждены, что бедствия не приходят просто так.

Подобно друзьям Иова, они придерживались убеждения, что катастрофа всегда вызвана людскими грехами. Общее ветхозаветное правило таково: послушные Богу люди будут наслаждаться благоденствием и долголетием, а грешники будут прокляты Господом, их постигнут болезни страдания и смерть. 

«Пал с небес Божий огонь, сжег дотла и овец и работников” (Иов 1.16).

Почему?

Очевидно, что причиной были грехи Иова, возможно, что грехи тайные. 

Иову в его страдании открылось новое видение земной жизни — он замечал, что часто закон Божественной справедливости нарушался: праведники страдали, а грешники благоденствовали (Иов 9. 22-24; 12.6). 

Но для автора книги Бытия такой версии просто не существует: катастрофы всегда являются последствиями греха. И чем ужаснее бедствие, тем страшнее были грехи людей пред Яхве. 

Господь сказал:

“Вопиют злодеяния Содома и Гоморры, тяжек их грех” (Быт 18.20).

Перед тем, как разобраться, что за злодеяния вопияли к небу, посмотрим, как в книге Бытия описано расположение грешных городов, временные рамки и способ их уничтожения.

Местонахождение «городов долины» на восточном побережье Мертвого моря точно не установлено. Их связь с Сигором (Zoara на карте VI в. из Медевы) и смоляными ямами «в долине Сиддим» (Быт. 14.10) указывает на южную оконечность Мертвого моря. Доводы в пользу их локализации на севере Мертвого моря основываются на расстоянии до Хеврона (18 миль против 40 в случае расположения на юге) и на упоминании «окрестности Иорданской» в Быт. 13.10–12

В эпоху ранней бронзы на равнине к юго-востоку от Мертвого моря существовали города с довольно высоким уровнем населения (с 3300-го до 2100 г. до н. э.): Бабэд Дхра, Сафи, Нумерия, Фейфа и Ханазир. Некоторые отождествляют эти места с пятью городами долины (Быт. 14:2), но вряд ли какие-либо из этих руин являются Содомом или Гоморрой. Скорее всего, это руины близлежащих городов (возможно, одним из них был Сигор). Археологи отнесли разрушение этих городов примерно к 2530 г. до н. э. – намного более раннему времени, чем годы жизни Авраама, хотя в Библии указано, что тот общался с царем Содома (Быт 14:21). 

На юго-восточное направление указывают и некоторые тексты Библии:

“Твоя меньшая сестра, что обитала к югу, — Содома и ее дочери” (Иез 16.46);

“от Сидона их владения протянулись в сторону Герара — до Газы, а в сторону Содома, Гоморры, Адмы и Цевоима — до Лаши” (Быт 10.19);

“она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора” (Быт 13.10). Сигор (Цоар) расположен на южном побережье Мертвого моря

“А вон тот городок — близко, туда можно добежать, он маленький… Цоар” (Быт 19.20).

Таким образом, библейские авторы полагали, что грешные города располагались на равнине к юго-востоку от Мертвого моря. Напомню, что разрушенный астероидом город-государство лежал к северо-востоку от Мертвого моря возле Иерихона.

Библейское описание катаклизма

“И обрушил Господь на Содом и Гоморру, словно дождь, серу горящую — с небес, от Господа — и уничтожил оба города, и всю Долину, и всех жителей, и все, что росло на земле. Оглянулась назад Лотова жена — и превратилась в соляной столб. Рано утром Авраам пришел туда, где накануне стоял перед Господом, поглядел на Содом и Гоморру, на Долину — и увидел: земля, как гончарная печь, дымом окутана” (Быт 19.24-28).

Существует множество мест Библии, где уничтожение Содома представлено как образец полного уничтожения:

  • “наказание народа моего превышает наказание Содома, который был разрушен мгновенно, и руки человеческие даже не коснулись его” (Пл  Иер 4.6) 
  • станет Моав как Содом, сыновья Аммоновы — как Гоморра, станут достоянием сорняков, ямой соляною, пустыней навеки Софония 2:9
  • “никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима” Втор 29.23)
  • “как разрушил Бог Содом и Гоморру” (Ам 4.11);
  • “Вавилон будет Богом низвержен, как Содом и Гоморра” (Ис 13.19);
  • “как были низвергнуты Содом и Гоморра с окрестными городами” (Иер 49:18);
  • “если бы Господь Воинств не сохранил этот малый остаток, нас постигла бы участь Содома, нас ждала бы судьба Гоморры!” (Ис 1.9).

Судя по всему, библейские авторы рассматривали гибель Содома и окружающих городов как сверхъестественное событие, произошедшее крайне быстро и без участия людей.

Содом. Часть 1. Мифологизация катаклизма

Им представлялось, что с небес упала горящая сера, вследствие чего мгновенно погибли все люди и растения. На столетия этот регион превратился в “соленую яму и пустыню”, где не растет даже трава. 

Все библейские авторы подчеркивают, что Бог наказал города за нечестие:

“жители Содома были нечестивы и тяжко грешили против Господа” (Быт 13.13). 

выражение их лиц обличает их; они хвалятся своим грехом, как жители Содома, не таят его. Горе им! Они сами навели на себя беду” (Ис 3.9);

“их виноград с лозы Содома и с полей Гоморры. Их плоды полны яда, а их гроздья – горечи” (Втор 32.32).

Конечно, эти туманные формулировки требуют конкретизации. 

В чем заключались грехи этих городов, мы рассмотрим во 2-й части нашего обзора.

Литература

  1. Астероид, уничтоживший древний город у Мертвого моря, мог положить начало библейской легенде о Содоме. URL: https://nat-geo.ru/science/history/asteroid-unichtozhivshij-drevnij-gorod-u-mertvogo-morya-mog-polozhit-nachalo-biblejskoj-legende-o-sodome/
  2. Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. – М.: Российское Библейское Общество, 1999. – 1120 с.
  3. Подрезов Михаил. Падение астероида назвали причиной разрушения города в долине Иордана 3600 лет назад. URL: https://nplus1.ru/news/2021/09/21/airburst-jordan-valley
  4. A Tunguska sized airburst destroyed Tall el-Hammam a Middle Bronze Age city in the Jordan Valley near the Dead Sea. URL: https://www.nature.com/articles/s41598-021-97778-3
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: