Ревность Яхве как причина сексуальных и пищевых запретов

Ревность Яхве как причина сексуальных и пищевых запретов

25-я глава книги Чисел содержит важный рассказ из истории странствования Израиля к Земле Обетованной. 

Когда израильтяне пребывали в Ситтиме, мужчины стали развратничать с женщинами моавитянками.

По отношению к моавитянам в книге Второзакония изложено крайне жесткое предписание:

“моавитяне не могут войти в общину Господа, и потомки их тоже не могут, даже в десятом поколении, никогда!”.

Моавитяне отличались от представителей остальных племен тем, что

“не встречали [израильтян] на дороге с хлебом и водой, когда [те] шли из Египта” (Втор 23.3-4).

Отмечу, что гнев Яхве простирался не только на недругов Его народа, но и на их потомков. Ни дети, ни внуки, ни даже десятое поколение моавитян не могло быть принято в сообщество служителей Яхве.

Получается, что Творца совершенно не интересовало нравственное состояние и поведение потомков моавитян. Эти дети отвечали за грехи родителей.

В Ветхом Завете есть несколько ответов на вопрос об ответственности детей за ошибки своих отцов. 

Первый изложен в упоминаемой 23-й главе Второзакония. Там сказано, что в общину Господа не может войти неполноценный мужчина (скопец). Бастард, т.е.

“рожденный от недозволенной связи не может войти в общину Господа, и потомки его, даже в десятом поколении, тоже не могут” (Втор 23.2).

Аналогичное говорится и про всех потомков аммонитян и моавитян (Втор 23.2). 

Второй ответ мы видим в Декалоге:

“Я, Господь, твой Бог, — Бог ревнивый. За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, внуков и правнуков” (Втор 5.9).

В данном случае эта угроза касается “своих”, т.е. иудеев. 

Позже, через пророка Иезекииля был озвучен третий ответ, предназначенный, опять таки, для “своих”:

“«Что это за поговорку вы твердите в стране Израилевой: „Отцы ели кислый виноград, а зубы разболелись у сыновей”?! Клянусь Самим Собою, — говорит Господь Бог, — не будут больше у вас, в Израиле, твердить эту поговорку. Лишь тот, кто согрешил, тот и умрет! Сын не будет отвечать за грехи отца, и отец не будет отвечать за грехи сына” (Иез 18.2,3,20).

Подобных “двойных стандартов” в ветхозаветных текстах довольно много. Любовь к Израилю контрастирует на фоне ненависти к язычникам:

“Я — Господь, твой Бог, Святой Бог Израиля, твой Избавитель. Я отдал, как выкуп за тебя, Египет, Куш и Севу’. Ценен ты для Меня и дорог, Я тебя полюбил — и поэтому других вместо тебя отдаю, отдаю народы, чтобы тебя спасти” (Ис 43.3-4).

И еще:

“Не ешьте падаль. Отдавайте ее переселенцам, которые живут в ваших городах, — пусть они едят — или продавайте иноплеменникам” (Втор 14.21).

В Израиле давать деньги в рост было запрещено (Лев 25.35–38; Втор 23.19), но ссужать деньги под проценты разрешалось иноземцам (Втор 23.20). 

Ранее мы упоминали озвученный в книге Второзакония мотив отторжения от моавитян: их давнее враждебное отношение к Израилю. Яхве предписывал мстить за это вечно:

“поэтому никогда, пока вы живы, не делайте ничего, что принесло бы им мир и благополучие” (Втор 23.6).

Вторая причина – моавитянки склоняли мужчин-израильтян к почитанию своих богов. Разврат и особые языческие трапезы были лишь способом совращения израильтян к измене Богу Израиля. Но поскольку это были очень эффективные инструменты, Яхве запретил сынам Израилевым брать в жены язычниц, а также ввел многочисленные пищевые запреты. 

Итак, Яхве требует от Израиля исключительной верности. Взамен он постоянно обещает израильтянам землю и изобилие:

“Господь, твой Бог, приведет тебя в страну, которую Он обещал отдать тебе, как поклялся Он в этом твоим прародителям Аврааму, Исааку и Иакову. Там — большие и процветающие города, не тобой возведенные, дома, полные всякого добра, не тобой собранного, колодцы, не тобою высеченные, виноградники и оливковые рощи, не тобою посаженные. Там ты будешь есть досыта!” (Втор 6.10-11).

И наоборот, за обращение к иным богам Яхве обещает изощренную месть:

“не следуйте за другими богами, богами народов, живущих вокруг вас, ведь Господь, ваш Бог, пребывающий среди вас, — Бог ревнивый: Он разгневается и сметет вас с лица земли!” (Втор 6.14-15).

Именно так описывает автор книги Чисел реакцию Яхве на поведение израильтян во время стоянки в Ситтиме: 

“Когда сыны Израилевы стояли в Шиттиме, народ стал развратничать с моавитянками, а те позвали их участвовать в жертвоприношениях своему богу. Народ ел жертвенное мясо и поклонялся их богу. Израиль стал поклоняться Ваалу Пеорскому — и разгорелся гнев Господа на Израиль. Господь сказал Моисею: «Возьми всех предводителей народа и распни их на солнце, чтобы умилостивить Господа. Тогда прекратится гнев Господа на Израиль». Моисей велел вождям Израиля: «Пусть каждый из вас сам убьет тех из своих людей, кому полюбился Ваал Пеорский!»

В это время один из сынов Израилевых привел к своим родичам мидьянитянку — прямо на глазах у Моисея и всей общины сынов Израилевых… Увидев это, Пинехас взял копье, проследовал за тем израильтянином в палатку — и там пронзил их обоих копьем, и израильтянина, и женщину, прямо в палатке. И мор среди сынов Израилевых тотчас прекратился. (А всего от мора погибло двадцать четыре тысячи человек.) Господь сказал Моисею: «Пинехас отвел Мой гнев от сынов Израилевых. Он отомстил за оскорбления, Мне нанесенные, и Я не уничтожил сынов Израилевых в ярости Своей.

Объяви: Я заключаю с Пинехасом договор, несущий ему благоденствие, и по этому договору он и его потомки навеки получают священническое звание, — ибо Пинехас отомстил за оскорбления, нанесенные Богу его и искупил вину сынов Израилевых».

Господь сказал Моисею: «Будьте врагами мидьянитян, истребляйте их! Ведь и они поступают с вами как враги” (Числа 25.1-18).

Вот такие “нравственные наставления” содержит старая добрая Библия.

Ревность Яхве как причина сексуальных и пищевых запретов

Ярость Яхве проявилась в страшной эпидемии, от которой погибли массы людей. И лишь убийство мужчины и женщины, занимающихся сексом, утолило мстительность Яхве.

В Новом Завете этот сюжет приводится апостолом Павлом в качестве поучительного примера и как иллюстрация последствий греха разврата:

“не будем развратничать, как некоторые из них. Они стали развратничать — и в один день погибло двадцать три тысячи” (1 Кор 10.8).

Подведем итоги.

Ветхозаветный Бог Яхве – ревнивый и мстительный. 

Он запретил израильтянам различные формы сексуального поведения и ввел жесткие пищевые ограничения. Вряд ли “козленок, сваренный в молоке матери” (Втор 14.21) имел дурной запах или сам по себе был омерзителен для сверхъестественного божества. Запрет на приготовление мяса козленка в молоке истолковывают как противодействие хананейским и прочим иноземным религиозным обычаям.

Подобным образом толкуют и введение запрета на вкушение свинины. У пророка Исайи прослеживается несомненная связь свинины с культом мертвых:

“приносят жертвы в рощах, на кирпичах благовония сжигают, сидят в гробницах, в потаенных местах ночуют, пожирают свинину, варево мерзкое готовят в котлах… Записано это предо Мною. Я не стану молчать, отплачу, сполна отплачу Я им — и за их грехи, и за грехи их отцов, — говорит Господь” (Ис 65.3-7).

Запрещенное в Книге Второзакония нанесение порезов на тело, упоминаются в цикле сказаний о Ваале и в угаритском эпосе об Акхате (1600–1200 гг. до н.э.). Связь с магией и политеистическими культурами делала эти обычаи объектом неустанной критики еврейских авторов. 

Еще один пример – запрет на кроссдрессинг:

“на женщине не должно быть ничего того, что носят мужчины, а мужчина не должен надевать женскую одежду. Всякий, кто делает так, мерзок Господу, твоему Богу” (Втор 22.5).

В древних ближневосточных текстах примеры переодевания в одежду противоположного пола, или трансвестизма, чаще всего встречаются в материалах культового или правового характера. Хеттские тексты описывают использование одежды и связанных с полом предметов в различных магических ритуалах.

Очевидно, именно из-за связи с другими религиями трансвестизм назван в Книге Второзакония «мерзостью».

За библейскими заповедями и запретами стоит обычная ревность. Ради максимального господства над израильтянами Яхве создал все условия для изоляции Израиля от окружающих народов.  

В рассказе про Финееса мор (эпидемия) представлен как результат развратности израильтян. К сожалению, подобные идеи даже в настоящее время высказывают представители духовенства. Например, патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко) заявил, что пандемия коронавируса стала карой Господа за однополые отношения. Впоследствии он сам заразился коронавирусной инфекцией COVID-19.

И последний штрих.

Павел говорит про гибель 23000 израильтян, а в книге Чисел говорится о 24000 погибших (Чис 25.9). Как это разночтение в рукописях соотносится с понятием о богодухновенности Библии и значимости каждой йоты в Писании?

Литература

  1. Уолтон Джон X., Мэтьюз Виктор X., Чавалес Марк У.  Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: