Обнаженка в храме — древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Говорят, что в России теперь опасно фотографироваться на фоне храмов. На конец 2020 г. было вынесено 32 приговора по статье 148 УК РФ об оскорблении чувств верующих («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). 

Еще в 2006 г. академик Анатолий Рубинов прозорливо предупреждал, что

“религия не должна определять нормы светской жизни общества, диктовать ему свои условия или устанавливать запреты. Сначала оскорбительным для верующих покажется какой–нибудь фильм, потом оскорбительной станет теория эволюции Дарвина, а затем дело дойдет и до физических основ устройства мира, которые противоречат религиозным догмам и тем самым подрывают веру в Бога. Чрезмерное усиление влияния религии в обществе может иметь ряд отрицательных последствий”.

В ответной статье диакон Андрей Кураев ратовал за то, что

“спортивное поражение или уничижительный отзыв о профессии травмируют человека меньше, чем хула в адрес его нации или религии. Поэтому оскорбление по возрастным, спортивным или профессиональным признакам специально законодательством не упоминаются, а вот выражение презрения по признакам национальным и религиозным выделяется особо.

По Рубинову же получается, что есть группа граждан, которых можно оскорблять, а те даже и пискнуть о своих чувствах не могут, чтобы не нарваться на гневную отповедь атеистов – «не навязывайтесь!»”.

Во что это реально воплотилось, все знают. Теперь “не могут пискнуть о своих чувствах” как раз атеисты. 

Что ж. Поговорим о традициях верующих.

В последнее время верующие оскорбляются, видя в храме пляски, или же созерцая обнаженные фигуры на фоне музеев, которые ранее функционировали как православные храмы. Например, храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) является филиалом Государственного исторического музея, а собор преподобного Исаакия Далматского с 1928 г. имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

Я не стану рассматривать модерновые верования, включая неоправославие ХХ и начала XXI веков. Для контраста предлагаю изучить обычаи традиционных христиан, оглянуться в прошлое и проанализировать восприятие обнаженных фигур в Древней Церкви. 

При этом я сознательно буду усиливать аргументы “униженных и оскорбленных”, чтобы довести ситуацию до абсурда (логический прием “Reductio ad absurdum”).

Совершение Таинства Крещения

Древние христиане воспринимали наготу через призму святости, ведь изначально

«были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2.25).

Поскольку таинство Крещения воспринималось как приобщение к святости Духа Божия, считалось, что погружение в святую воду необходимо совершать в обнаженном виде, без одежды. 

Вот какое наставление давал свт. Кирилл Иерусалимский (+ 386 г.) тем, кто совсем недавно принял крещение:

«итак, не медля по входе вашем, вы сложили с себя ризу, и cиe значило: “вы уже сбросили с себя ветхого человека со всеми его делами” (Кол 3.9). По сложении ризы, вы были наги, подражая и в оном Христу, на Кресте обнаженному… О дивная вещь! Вы были наги пред очами всех, и не стыдились».

В III в. подобное наставление давал живший в Риме раннехристианский писатель Ипполит:

«Затем крестите мужчин и наконец женщин, после того как все они расплетут свои волосы и снимут золотые и серебряные украшения, имеющиеся на них, и пусть никто не берет с собою при вхождении в воду посторонней вещи».

В настоящее время эта практика фактически прекращена. По словам митрополита Илариона (Алфеева),

«церковный Устав предписывает крещаемому входить в купель полностью обнаженным. На практике это предписание соблюдается только при крещении младенцев. При крещении взрослых оно не соблюдается, и тому есть веские причины. В сознании современного человека понятие наготы сопряжено с понятием разврата: публичное обнажение воспринимается как непристойное действие».

Я слышал, что некоторые священники требуют, чтобы во время принятия крещения взрослые люди полностью обнажались, но в целом этот обычай остался в прошлом. Почему?

Советы святых отцов перестали работать? Благодать не действует?

Изображение крещения людей

С глубокой древности на православных иконах изображались фигуры обнаженных людей. 

Например, в православном (IV-V вв., мозаики созданы в период между 451 и 475 гг. ) и арианском (V-VI вв.) баптистериях Равенны в куполе изображено крещение Иисуса Христа.

В обоих случаях Иисус изображен в воде без одежды.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Напомню, что с IV в. таинство крещения совершалось в баптистериях — специальных церковных зданиях (от др.-греч. βαπτίζω — «погружать, крестить» — крестильня). 

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Позднее этот сюжет многократно повторялся при оформлении православных храмов и в иконописи. 

Характерный пример — греческий православный монастырь Осиос Лукас, древнейшие мозаики которого восходят к XI веку.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Более поздние православные иконы “Крещения Господня”, включая русские,  сообщали меньше анатомических подробностей, но Иисус по прежнему здесь изображался без одежд.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Поскольку в Древней Руси крещение взрослых людей совершалось голышом, соответственно, на иконах мы видим изображение обнаженных фигур. 

В качестве примера приведу икону «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах» (1677 г.) с изображением крещения свт. Леонтием (XI в.) народа ростовского: подростков и взрослых.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Изображения Девы Марии 

Древнейшее в мире изображение Богородицы — это образ Девы Марии, кормящей грудью Младенца Иисуса, в римских катакомбах святой Присциллы  (ІІ-III в. н. э.).

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Впоследствии это образ развился в иконографии Млекопитательницы (греч. Γαλακτοτροφούσα «Галактотрофуса»).

Таких икон множество как в греческой, так и в католической традиции. 

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Таким образом, изображение Девы Марии с обнаженной грудью в православных храме воспринималось как нечто нормативное и даже благочестивое.

Гибель Ария

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Фреска из Новодевичьего монастыря, Москва, 1665 г.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Символ Веры. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва (клеймо №5-е: “Первый Вселенский собор в Никее”)Церковный историк Сократ Схоластик упоминает о смерти Ария таким образом:

«Когда он [Арий] находился уже близ так называемой площади Константина, какой-то страх совести овладел им, а вместе с страхом явилось и крайнее расслабление желудка. Поэтому он спросил, есть ли где вблизи афедрон и, узнав, что есть позади Константиновой площади, пошел туда и впал в такое изнеможение, что с извержениями тотчас отвалилась у него задняя часть тела, а затем излилось большое количество крови и вышли тончайшие внутренности, и он тут же умер» (Сократ Схоластик. Церковная история. Книга I. гл. 38).

Существует предположение, что Арий в тот момент был убит с помощью раскаленного свинца.

Изображение зачатия ребенка

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Далекого от Церкви человека словосочетание «Зачатие Иоанна Предтечи» может смутить и покоробить. Однако, это интимное событие не только описано в евангелии, но и изображается на православных иконах. В церковном календаре есть такой праздник, на Руси в честь этого события были основаны монастыри. Например, в Москве Зачатьевский монастырь был основан в 1360 году. Слово «зачатие» сохранилось в названиях трех переулков, соседствующих со знаменитым монастырем: 1-й Зачатьевский, 2-й Зачатьевский и даже 3-й Зачатьевский переулки.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

На иконах зачатия изображено даже супружеское лоно — кровать.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обрезание Господне

Это традиционная практика («циркумци́зия», лат. circumcisio) — удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Многие изображения обрезания младенца Иисуса как в восточном, так и в западном христианстве избыточествуют излишними анатомическими подробностями.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Нож, половой орган младенца Иисуса — всё это может шокировать неискушенного зрителя, а тем паче — ребенка.

Страдания мучеников

Святая Агафия— христианская мученица III века, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Согласно житиям, Агафия отвергла домогательства городского префекта, после чего он подверг её преследованиям. Сначала Агафию отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агафию сожгли на костре.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Георгий Победоносец — христианский святой, великомученик, один из наиболее известных святых в христианском мире. По преданию его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами, а позже избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Чудо Георгия о змие, с житием в 14 клеймах. Новгород. Первая половина XIV века

Мученик Севастиан (Себастиан) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. По преданию Севастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым. 

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

“Святой Себастиан — один из самых популярных мужских образов Средних веков и Ренессанса. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчиной. Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Все это давало обильную пищу гомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу, «Святого Себастьяна» кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок. Тридентский собор (1545-1563 гг.) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. Тем не менее, в изобразительном искусстве образ святого Себастьяна остался популярным вплоть до настоящего времени. При этом образ Святого Себастьяна все чаще ассоциировался с гомосексуальностью”.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция

Многие гомосексуалы викторианской поры первое эротическое впечатление получали от образов мученика Себастьяна.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Сент-Себастьян. Роберто Ферри.

Игорь Семёнович Кон святого Себастиана назвал “геевской иконой”.

Сорок севастийских мучеников

Когда севастийские воины отказались принести жертву языческим богам, римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. На некоторых иконах севастийские мученики совершенно обнажены.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников, расположенной в колокольне храма Гроба Господня

Монашествующие и юродивые

Преподобная Мария Египетская (+ 522 г.) поселилась в пустыне, где её одежда истлела от ветхости. Поэтому на иконах св. Мария иногда изображается совершенно обнаженной (как и другие преподобные).

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Встреча преп. Зосимы и преп. Марии Египетской. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г.

Василий Блаженный (Василий Нагой, +1557) — московский юродивый. Согласно Житию, «во юродство претворися и обнажи тело свое». В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 599, 635). Прозвище блаженного Нагой встречается в летописных памятниках XVI-XVII вв.

Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в. (СИХМ)
Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII в.
Обнаженка в храме - древняя православная традиция
Кириллов С.А. Василий Блаженный (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994

Удивительно, что обнаженная фигура Василия Блаженного никем в Московской Руси не воспринималась как оскорбление чувств верующих. 

P.S. 

Старообрядцы не пускают в храм парней в футболках, так как руки мужчин должны быть прикрыты. 

В православных храмах существует аналогичный запрет на посещение церкви мужчин в шортах. Это странно, ведь девушки в юбках по колено спокойно проникают в сакральное пространство. 

Где здесь справедливость и логика?

Подведем итоги

Опыт Церкви всегда предполагал наличие обнаженных фигур в сакральном пространстве храма.

Взрослых людей крестили без одежды, на иконах таковые тоже обнажены. 

В Библии упоминаются различные события из жизни Иисуса Назорея. Обрезание крайней плоти, кормление грудью матери, крещение обнаженного Иисуса в водах Иордана, а также распятие на кресте. В каждом случае на иконах изображались анатомические черты его мужского естества. 

Точно также и мученики, монашествующие и юродивые изображались обнаженными. 

Никаких ограничений для детей при созерцании таких изображений нет.

Почему же тогда люди получают реальные тюремные сроки при обнажении отдельных частей тела на фоне музея-храма?

Литература

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. Том 2. Глава 6
  2. Ипполит Римский. Апостольское предание, 21
  3. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные.  Тайноводственное поучение второе, 2
  4. Кон И.С. Образ Святого Себастьяна и его восприятие
  5. Кон И.С. Святой Себастьян и ренессансный канон маскулинности / Святой Себастьян как геевская икона // Мужское тело в истории культуры. — Слово, 2003. — 432 с. 
  6. Кураев Андрей, диакон.  Встреча с атеистом. Век 21-й. URL: https://churchby.info/rus/112
  7. Рубинов А.  О религии, душе и духовных ценностях. URL: https://churchby.info/rus/news/2006/12/14-1/ 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: