Мастурбация и Библия

Мастурбация и Библия

1. Современные врачи про мастурбацию

2 ноября 2021 г. минздрав штата Квинсленд (Австралия) в статье «Протяни себе руку помощи» рассказал о положительном влиянии мастурбации на здоровье:
«Мастурбация — нормальная и здоровая часть сексуального опыта человека и отличный способ узнать, что вам комфортно. Самое лучшее, что он для всех, а также предлагает богатство здоровья и сексуального здоровья!
Нам всем важно работать над нормализацией сексуально-позитивных сообщений о мастурбации, чтобы уменьшить связанные с этим чувства стыда и страха, улучшить общее сексуальное здоровье и грамотность.
В нашей статье мы обращаемся к стигмам…».

Мастурбация и Библия

Австралийские медики точно подметили главные проблемы, связанные с мастурбацией: стыд, страх и стигматизация.

Причиной этого стали … церковные морализаторы.

Латинский термин мастурбация (manus — кисть руки + stuprum — совращение) в славянском языке звучит как рукоблудие (блуд с помощью руки). 

С этим феноменом связаны два дремучих заблуждения. 

2. Псевдобиблейские сюжеты о мастурбации

Первый соотносится с библейским отрывком, описывающим «грех Онана»: 

“Иуда сказал Онану: «Живи со вдовой брата. Заменишь брата, дашь ему потомство». Но Онан знал, что дети, рожденные Тамар, не будут считаться его детьми, а потому всякий раз, когда ложился с ней, изливал семя на землю, чтобы не зачинать детей для брата. Неугодно было Господу, что он так поступал, за это Господь и его умертвил” (Быт. 38:8-10).

Мастурбация и Библия
Александр Кабанель. «Тамар», 1875

Правильному пониманию библейского текста способствует изучение культурно-исторического контекста — роли левиратного брака у народов Ближнего Востока: в Древнем Израиле и в Хеттском царстве, которое к 1600 г. до н.э. овладело территориями в Анатолии (Малой Азии) и частью Северной Сирии. Как и в Пятикнижии Моисея, сходное установление имеется в хеттском законе 193. 

В то время статус вдовы не позволял ей вступить в новый брак “по любви” — женщине приходилось спать с братом своего умершего мужа.

Для меня лично именно эта особенность истории про Онана является нравственно неприемлемой и отвратительной: женщина тогда воспринималась как инкубатор.

Когда саддукеи искушали Иисуса, они описали ему гипотетическую ситуацию, когда бесплодная женщина была вынуждена спать с семью братьями последовательно: «семеро имели ее женою» (Лк 20.33).

Как в Древнем Израиле, так и в царстве хеттов, левиратный брак позволял предотвратить распыление наследства в случае смерти мужчины, не успевшего родить наследника. Брату умершего мужчины полагалось оплодотворить вдову, чтобы имя брата (его доля наследства) перешло к сыну, рожденному от этого принудительного акта.  Жадный брат Онан отказывался оплодотворить Фамарь, так как это уменьшило бы его долю наследства.

Таким образом, в библейской истории про Онана описывается не мастурбация, а прерванный половой акт, а его “грехом” было нарушение обычая, по которому деверь должен был стать отцом ребёнка овдовевшей невестки.

Какие-то впечатлительные толкователи Библии решили, что Онан не только прекратил коитус с женщиной, но и совершал далее мастурбацию, хотя в тексте об этом не упоминается. 

Таким образом, Онан осуждается в книге Бытия не за сексуальные девиации, а за жадность в вопросах наследства.

Вторая ошибка связана с толкованием слов апостола Павла. 

В переводе епископа Кассиана (Безобразова) мы читаем:

“ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники, ни мужеложники, Царства Божия не наследуют” (1 Кор 6.9).

Епископ ошибался.

В данном случае μαλακοὶ это не рукоблудники, а пассивные гомосексуалисты, тогда как ἀρσενοκοῖται — активные гомосексуалы (“dominant male homosexuals” в переводе New American Standard Bible).

Вот как этот стих выглядит в переводе Андрея Десницкого:

“Не обманывайте себя: … гомосексуалисты (ложись они снизу или сверху)… не имеют доли в Царстве Божьем”.

В комментарии к этому стиху переводчик отметил, что

“в оригинале использованы два слова, означающих пассивных и активных гомосексуалистов. Первое из них традиционно не переводится, а заимствуется в греческой форме: малакии”.

Эта версия подтверждается тем, что в евангелии от Матфея термин μαλακοῖς связан с мягкими одеждами царей:

“ἀλλὰ τί ἐξήλθατε ἰδεῖν ἄνθρωπον ἐν μαλακοῖς ἠμφιεσμένον; ἰδοὺ οἱ τὰ μαλακὰ φοροῦντες ἐν τοῖς οἴκοις τῶν βασιλέων εἰσίν” = “Но зачем же вы ходили? Чтобы увидеть человека, облеченного в мягкие одежды? Но носящие мягкие одежды – в домах царей” (Мф 11.8).

Иными словами, μαλακοὶ — это те мужчины, которые пытаются угодить и во всем подчиниться своим любовникам, как мягкая одежда не противится телу царя. По словам святителя Феофилакта Болгарского, малакии — это «те, над которыми совершают постыдное».

К сожалению, современные священники РПЦ, такие как убиенный прот. Даниил Сысоев, продолжают транслировать старую ошибку и утверждают, будто

“«малакии» — это те, кто онанизмом занимается”.

Таким образом, ни в Ветхом, ни в Новом Завете мастурбация не упоминается.

3. Церковное осуждение мастурбации

Уже в конце I века н.э. в Древней Церкви возникло сильное антисексуальное течение. Любое сексуальное поведение, даже в контексте семьи, рассматривалось как греховное. 

Среди христиан мастурбация стала оцениваться как распущенность и грех. Церковные комментаторы стали отождествлять ошибку Онана и мастурбацию.

Например, свт. Епифаний Кипрский (+403 г.) утверждал, что некоторые

“предпочитают совершать это самое срамное дело не посредством женщины, а иными способами, оскверняясь собственными руками. И в этом они подражают вышеупомянутому сыну Иуды, оскверняя землю своими преступными действиями и мерзкими каплями, и своими ногами растирая по земле свои истечения».

Отмечу здесь выраженное ощущение омерзения у святителя:

“осквернение”, “мерзкие капли”, “истечения”.

Св. Иероним Стридонский (+420 г.) подчеркивал, что Церковь в его время осуждала любое излияние спермы вне брачного союза:

«Авнана, умерщвленного за то, что не хотел семени брату, как будто мы одобряли какое бы то ни было пролияние семени без произведения детей».

Полагаю, что авторы таких комментариев больше радели о механической передаче ДНК потомкам в контексте «Эгоистичного гена» Докинза.

Ничего личного, никакой любви между мужчиной и женщиной.

Демонизация мастурбации продолжилась в средневековом христианстве.

В VI веке в Восточной Церкви считалось, что если 

кто совершит малакию (рукоблудие), подвергается сорокадневной епитимии, которую должен проводить в сухоядении (т.е. вкушая не вареную пищу, а, например, овощи), делая ежедневно сто поклонов» (10-е правило святого Иоанна Постника, который в 582-595 гг. был Константинопольским патриархом).

Отмечу, что это очень мягкое наказание: примерно такое же покаяние духовные отцы назначали за распевание мирских песен и танцы.

На Руси анальная мастурбация мужчин и мастурбация у женщин наказывались менее строго:

«Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день» («Правила святых (отец) о епитимьях»).

При этом рукоблудие мужчины воспринималось, скорее, как проступок, чем серьёзное преступление.

В русском номоканоне утверждается, что мастурбация не является препятствием для хиротонии во священника:

“Аще ли кто от причетник, прежде священия в страсть малакии падется, первее подлежит канону малакии, таже рукополагается”.

Курьезной представляется ситуация, когда мастурбация руками представлена в церковном праве более греховной, чем совокупление с юношей “между бедер”.

Так из «Правила о верующих в гады» видно, как в Московской Руси отличали взаимную мастурбацию от петтинга:

«малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами».

Епитимия (церковное наказание) при взаимной мастурбации мужчин также была незначительной:

«Смешающиися друг с другом, яко сугубу делающе малакию, сухоясти имут днии осмьдесят, или да не причастятся две лете, творяще поклонов пятьдесят на всяк день» (59 правило номоканона).

Поясню, что 80 дней кушать овощи — это епитимья всего лишь в 2 раза тяжелее, чем обычная епитимия за мастурбацию (40 дней поста).  

Из «Вопрошанья-исповеданья» XIV века видно, что если

«с кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть».

Предполагаю, что здесь под словом “игра” подразумевается петтинг.

4. Стигматизация мастурбации в Новое время

На Западе демонизация мастурбации достигла своего пика в Новое время.

Американские пуритане в 17 веке карали гомосексуалистов и «онанистов» смертной казнью.

В XVIII в. библейский текст стал источником названия «онанизм», которое было введено в обиход в 1716 г. в анонимной брошюре Onania, распространяющейся в г. Лондоне и повествующей об ужасном грехе «самозагрязнения», влекущем импотенцию, гонорею, эпилепсию и растрату способностей, а также в опубликованном в 1760 г. труде врача из Лозанны Тиссо L’Onanisme.

Тиссо посвятил мастурбации научный трактат, в котором утверждал, что сперма — это эфирное масло, которое поддерживает в мужчинах жизненные силы, а их растрата грозит страшными последствиями.

Он связал с избыточным излиянием спермы такие расстройства, как импотенция, слепота, психическое и физическое истощение. Болезнью признавались и непроизвольные поллюции. Несущая семя сперма считалась источником жизненной энергии. Предполагалось, что ее количество конечно, подобно запасам нефти и газа в земных недрах, и горе тому мужчине, который расточает ее без пользы. Даже век спустя граждане не менее истерически  боялись, что мастурбация вызывает не только импотенцию, но и слепоту, болезни сердца, безумие, глупость, потливость ладоней, «гнойные прыщи на лице», кислую отрыжку, «зловонные ветры из гузна», налет на языке, сутулость, дряблость мускулов, круги под глазами и нетвердую походку.

В XIX веке представления о вреде мастурбации оказались общепринятыми как в медицине, так и в обществе в целом. Медики считали, что мастурбация влечёт формирование сексуальных девиаций и моральных отклонений, а также психических расстройств. Родители стали усиленно наблюдать за детьми, стараясь не допустить вредных мастурбаторных проявлений. Мальчиков пугали, что их пенис не вырастет или искривится. Для предотвращения и «лечения» мастурбации использовались различные методы.

В итоге появились противомастурбационные приспособления (бандажи) для мальчиков и девочек. Например, «Югумский пенис» (или «кольцо загрязнений»), разработанный в XVIII веке, прикреплялся к пенису, чтобы предотвратить его нежелательную эрекцию.

Рекомендовалось кроить штаны для мальчиков таким образом, чтобы гениталии нельзя было потрогать, засунув руку в карман; школьные парты конструировались таким образом, чтобы ученики не могли скрещивать ноги во время занятий, а девочкам запрещалось ездить верхом и на велосипеде, так как эти виды активности признавались слишком похожими на мастурбацию. Мальчики и подростки, которые продолжали предаваться мастурбации, получали клеймо «слабоумных». Предлагались различные «лекарства» от мастурбации, начиная от специальных не содержащих мяса диет и заканчивая постоянным ношением особых приспособлений, призванных не допустить эрекции и исключить контакт рук и половых органов, «лечения» кастрацией, электрошоком, прижиганием клитора и уретры раскалённым железом и т. д.

При таком раскладе огромное число людей испытывало беспокойство и чувство вины, если они получали чувственное
удовольствие таким способом.
В XIX веке по всей Западной Европе резко выросло количество сумасшедших домов, и пошли слухи о том, что сумасшедшие много и открыто мастурбируют. Поэтому сложилось мнение, что мастурбация – признак сумасшествия или ведет к сумасшествию.

Наиболее суровая кампания против мастурбации шла в США, и борьба с ней продолжалась гораздо дольше, чем в Европе. Даже в середине XX века некоторые врачи и чиновники от медицины называли мастурбацию главной причиной многих заболеваний, хотя к тому времени уже было доказано, что это не так.

В США в конце XIX и начале XX веков было выдано множество патентов на изобретения, помогающие избежать мастурбации. Это были устройства, которые причиняли боль при возникновении эрекции – легкий удар током или выдвигающиеся шипы. В случае непроизвольной ночной эрекции изобретатели и медики советовали снять приспособление, опустить пенис в холодную воду, а затем снова надеть, чтобы избежать искушения мастурбировать.

Американский доктор Джон Келлог в одном из своих трактатов перечислил 39 заболеваний, вызываемых рукоблудием, в том числе окостенение суставов, общее одряхление и эпилепсию. Он пропагандировал для борьбы с мастурбацией по-настоящему средневековые методы. В своей книге  «Основные факты для старых и молодых» (1888 г.), он предлагал калечить гениталии детей:

«Средство, которое почти всегда успешно применяется у маленьких мальчиков, — это обрезание. Операция должна быть выполнена хирургом без введения анестетика, так как кратковременная боль, сопровождающая операцию, окажет благотворное воздействие на ум, особенно если она связана с идеей наказания, как это вполне может быть в некоторых случаях. Болезненность, продолжающаяся в течение нескольких недель, прерывает практику, и если раньше она не была слишком сильно закреплена, то ее можно забыть и не возобновлять».

В той же книге Келлог рекомендует прижигание карболовой кислотой клиторов у маленьких девочек, чтобы научить их не трогать себя.

Рекомендации Келлога имели огромное влияние на общественность. Многие родители, следуя его предписаниям, подвергали собственных детей жестоким физическим и моральным пыткам, вытравляя из них любые проявления сексуальности. В 1870-е и 1880-е гг. обрезание новорождённых получило распространение в американских родильных домах не по религиозным или гигиеническим соображениям, а из-за представления, что в дальнейшей жизни это предотвратит раздражение, способное превратить ребёнка в онаниста.

Кампания против мастурбации в действительности была морализаторской, закамуфлированной под медицинскую: и светские, и религиозные власти стремились ограничить одно из самых доступных чувственных удовольствий, которое человек способен себе легко доставить.

Церковники следовали псевдо-медицинским табу.

Например, похожий список последствий мастурбации приводил епископ Феофан Затворник. Он полагал, что грех малакии это смертный грех и «лишает Царствия», что будто бы рукоблудие

«иссушает, и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства. Блюдите себя!».

Живший на грани XIX и ХХ веков сербский епископ Никодим (Милаш) требовал ужесточения наказания за мастурбацию. И это вопреки ясным указаниям Цареградского патриарха Святого Иоанна Постника!

Епископ Никодим воспринимал 

«эту противоестественную и гнусную нечистоту»  за грех, который «оскорбляет заповедь самого Бога».

Для меня очевидно, что

«впечатлительные люди свое ощущение омерзения не боятся приписывать Самому Богу», а затем требуют наказывать людей.

Относительно взаимной мастурбации мужчин епископ Никодим (Милаш) высказался сверх жестоко:

«мы рассматриваем настоящее правило Иоанна Постника в связи с его 29-м правилом о мужеложстве.

В настоящем своем правиле Иоанн Постник отождествляет двойную малакию»

с мужеложством, требуя соответствующего наказания

Это и есть яркое проявление нового подхода, возникшего в XIX веке и оформившегося в виде понятия о гомосексуальности, хотя в древности мастурбирующих мужчин обличали именно за этот проступок, не называя их содомлянами, ведь это разные формы сексуального поведения.

5. Мастурбация в новейшее время

Весь этот парад мракобесия продолжался вплоть до первой половины 20 века, когда медики начали говорить, что мастурбация  — это не противоестественно.

В 1972 году Американская Медицинская Ассоциация заявила, что мастурбация — это нормальная форма поведения.

Служба Би-би-си 13 мая 2016 г. опубликовала статью «Пять полезных свойств мастурбации, о которых вы не знали», в которой было отмечено, что

в течение долгого времени мастурбация считалась в обществе занятием постыдным и даже вредным, однако взгляды эти не имеют ничего общего с реальностью.

В статье перечисляются пять полезных свойств мастурбации:

1. Мастурбация способна приглушать или даже полностью снимать боль, особенно связанную с менструальным циклом, а также другие гинекологические симптомы.

2. У мужчин выброс семени при эякуляции активирует работу семявыносящих протоков, что предотвращает возникновение инфекций. Исследования показывают, что у людей, которые чаще испытывают оргазм, выше уровень иммуноглобулина А (IgA), который является антителом и обеспечивает местный иммунитет

3. Есть много способов борьбы с бессонницей, но, пожалуй, самым безопасным, приятным и естественным из них является мастурбация — особенно для мужчин

4.Мастурбация способствует улучшению здоровья в целом — как на биологическом, так и на психологическом уровне. Высвобождение эндорфинов и катехоламинов снижает уровень стресса и улучшает настроение

5. Помощь в отношениях с партнером. Широко распространен миф о том, что мастурбация разрушает сексуальные отношения в паре. По словам экспертов, это абсолютная чушь. На самом деле, она имеет ровно противоположный эффект.

В XXI веке в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу «Грех не делать этого».

Путеводитель составлен теологом Элизабет Броли и католическим публицистом Роберто Береттой. Прежде чем приступить к написанию книги, они добились благословения от Иоанна Павла II.

С первых страниц книга поражает: так отважно о вопросах секса церковь прежде не высказывалась.

«Секс, — указывает кардинал Эрсилио Тонини, — это Божий замысел. Сексуальность — настоящая сокровищница жизни. Мастурбация допустима, если женщина во время любовного акта не может испытывать наслаждение».

P.S.

В настоящее время пособия РПЦ для составления исповеди содержат упоминание греха онанизма (рукоблудия). Это яркий пример закручивания гаек в РПЦ. Ведь в Библии этот “грех” не упоминается”, в средневековой Церкви это воспринималось как баловство, и лишь в ХХ веке стало восприниматься как страшный грех.

Семинаристы полагают, что мастурбация является препятствием для хиротонии во священство. Это ошибка.

Подведем итоги

Печально, что современные прихожане и семинаристы позволяют демонизировать себя на Исповеди после признания в совершении нормального действия — мастурбации.

Литература

  1. Бродерик Элвин. Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия. -М.: Страта, 2016
  2. Шаповалов Анатолий. Секс не чужд Ватикану // Российская газета — Неделя № 0(3712). 04.03.2005
  3. Give yourself a hand: the health benefits of masturbation. URL: https://www.health.qld.gov.au/news-events/news/give-yourself-a-hand-the-health-benefits-of-masturbation
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: