Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 10: Дары Превознесенного Иисуса

Критический анализ мессианских пророчеств. Часть 10: Дары Превознесенного Иисуса

Британский библеист Джеймс Данн приводит в пример ветхозаветные цитаты, в которых смысл текста существенно модифицирован с помощью изменения формы текста.

Одна из них содержится в Послании к Ефесянам: 

“Всем нам, каждому в отдельности, был дан особый дар — его доля в щедром даре Христа. Поэтому Писание и говорит: «Взойдя на вершину, Он провел вереницу плененных; Он людям дал дары».

Но что еще значит «взошел»? Не то ли, что прежде Он и нисходил в самые недра земли? Тот, кто нисходил, не есть ли Тот самый, кто взошел выше всех небес, чтобы наполнить собой всю вселенную?” (Еф 4.7-10).

Здесь автор послания к Ефесянам описывает Воскресшего и Прославленного Иисуса, который “взошел выше всех небес”. По сути автор описывает Путь Господень, включающий общественное служение Иисуса, смерть и воскресение, вознесение и событие Пятидесятницы, когда апостолы и ученики Иисуса приняли дар Святого Духа. 

Автору послания к Ефесянам было важно описать новую жизнь христиан в единстве Духа Святого. Вместе с тем, каждый из них обладает особым даром Духа Святого. Каким именно даром – это решает Христос:

“Он даровал, кому быть апостолами, кому пророками, кому евангелистами, кому пастырями и наставниками” (Еф 4.11).

Ранее похожую мысль озвучил ап. Павел в послании к Коринфянам:

“Но есть различия в дарованиях, а Дух – тот же.

И есть различия в служениях, а Господь – тот же.

И есть различия в действиях, а Бог – тот же, производящий всё во всех.

Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же – слово знания, в согласии с тем же Духом; иному – вера в том же Духе; другому же – дарования исцелений в едином Духе; другому же – сила, являемая в чудесах; другому – пророчество; другому же – различение духов; иному – разные языки; другому же – толкование языков.

Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Он хочет” ( 1 Кор 12.4-11).

Это очень похожие тексты, но в послании к Ефесянам дары раздает Христос, а в послании к Коринфянам это решение принимает Сам Дух Святой.

Чтобы опереться на авторитет Писания и показать власть Превознесенного Христа, автор послания к Ефесянам обращается к 67-му псалму:

“Поэтому Писание и говорит: «Взойдя на вершину, Он провел вереницу плененных; Он людям дал дары»”.

Обратимся к переводу этого места с древнееврейского языка:

“Ты восшел на высоту, увел пленников в плен, принял дань от людей, от тех, что были непокорны, и сотворил там обитель — о Господь Бог!” (Пс 67.19).

Итак, в еврейском тексте и древнегреческом переводе царь принимает дары поклонения от  пленных. А в послании к Ефесянам прославленный Иисус дает дары Духа  ученикам.

Существует таргум Псалма 67, где фраза “ты принял дары” передана как “ты научился словам Торы и дал их в дар сынам человеческим”. Знал автор послания к Ефесянам эту версию или нет, но его собственный таргумический перевод не менее смел. 

Джеймс Данн полагал, что указанный таргумический перевод (пешер) был смоделирован по распространенным иудейским парафразам того типа, который отражен в таргуме Neofiti.

Подведем итоги

“Многие христианские исследователи не отрицают или не игнорируют возможность того, что евангельские рассказы возникали из апологетического желания показать Иисуса исполнением как можно большего числа ветхозаветных пророчеств .

В тех случаях, когда предание об Иисусе не давало или почти не давало информации, оставался больший простор для деятельности тех раннехристианских апологетов, которые считали нужным изобразить Иисуса как полное исполнение ветхозаветных чаяний — во всех обстоятельствах его жизни, от рождества до воскресения.

При этом иудейские Писания сохраняли свой авторитет лишь в той мере, в какой они поддавались адекватному перетолкованию в свете нового откровения Иисуса. Явление Иисуса, предание об Иисусе, новая жизнь в Иисусе — все это определяло процесс интерпретации. И в этом первохристиане могли по праву считать себя учениками своего Учителя. Для Иисуса было характерно одновременно уважение к иудейскому Писанию и глубокая свобода в подходе к нему, причем он исходил из своего собственного богообщения и собственной жизни в Духе, — аналогичным образом, первохристиане уважали Ветхий Завет, но свободно  истолковывали его в свете явления Христа” (Джеймс Данн).

Полагаю, что осознание факта такого вольного обращения новозаветных авторов с ветхозаветными текстами позволит заново осмыслить идею о богодухновенности Библии и статус известного апокалиптичного пророка древности – Иисуса из Назарета.

Источник

  1. Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М., 1997
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: