Легендарный Георгий Победоносец

Легендарный Георгий Победоносец

Развитие преданий о Георгии Победоносце (+303) исследователь Византии и раннего христианства Андрей Юрьевич Виноградов описывает следующим образом.

В течение долгого времени сосуществовали 2 группы жизнеописаний Георгия – каноническая и апокрифическая. 

Древнейшим представителем апокрифической группы является Венский палимпсест, относящийся к V в. 

«Мученичество Георгия» упоминается в числе апокрифических произведений в т. н. Декрете папы Геласия (ранняя редакция кон. V – нач. VI в.). 

Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). Эти тексты содержат характерные апокрифические мотивы: троекратную смерть и воскрешение, забивание гвоздей в голову и др.

Наряду с апокрифическими житиями великомученика существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение св. Георгия».

При переходе от ранне- к средневизантийской эпохе «Мученичество Георгия» претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. 

Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. преп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни Георгия еще называет Лидду. 

Самое древнее из средневизантийских мученичеств содержится в рукописи 916 г. Vat. gr. 1660 (т.н. нормальный текст). 

Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст следовал средневизантийской традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата († после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами. В результате соединения апокрифической «Истории рождения и детства» Георгия с т.н. нормальным текстом появляется интерполированный текст. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода.

Подведем итоги.

Смерть вмч. Геогрия относится к 303 году. Ведь именно в 303 г. император  Диоклетиан начал гонения на христиан, в результате которых появилось множество мучеников.

Связь Георгия и Диоклетиана была измышлена средневизантийскими агиографами. Вероятно, это произошло в VI в.

Указанные агиографы не имели исторических источников. Они лишь форматировали более ранние апокрифы, которые упоминают совершенно иного правителя – персидского царя Дадиана. По непонятной причине место мученичества было перенесено из Лидды в Никомидию.

Поскольку царь Дадиан является легендарной фигурой, то и весь сюжет с Георгием не вызывает доверия.

Не зря же папа римский Геласий отнес «Мученичество Георгия» отнес к категории апокрифических произведений, то есть отрицал его достоверность и назидательность для христиан. Подобные книги было запрещено читать и распространять.

Вопреки многочисленным запретам апокрифы пользовались большой популярностью и имели широкое распространение среди христиан на протяжении всей истории Церкви. Осознание этого факта богословами и церковными историками неизменно приводит к оправданию такого подхода. Например, по мнению Владимира Лосского, источником Предания Церкви вполне могут быть христианские апокрифы:

«Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными».

Анализ преданий о вмч. Георгие указывает на последовательное обращение к апокрифам, наполненным фантастическими подробностями, а не к историческим источникам, каковыми могли быть мученические акты.

Таким образом, у нас нет фактически никаких исторических данных о времени мученичества Георгия, ни о месте его смерти, а также каких либо подробностей о его мученичестве.

Легендарный Георгий Победоносец

Все данные о мученичестве Георгия Победоносца и о его многочисленных чудесах (например, Чудо Георгия о Змии, где Георгий поражает копьем дракона) следует считать легендарными.

Литература

  1. Виноградов А.Ю. Георгий // Православная энциклопедия. Т. 10. – М., 2009. С. 665
  2. Лосский В.Н. Предание и предания // Лосский В. Н. Богословие и боговидение. – М., 2000.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: