Как святая убила сына и себя

Как святая убила сына и себя

В конце осени 1237 года войско Батыя расположилось на южных рубежах Рязанского княжества. Рязанским посольством перед монгольским нашествием на Русь в ставку Батыя руководил полулегендарный сын рязанского князя Юрия Ингваревича Фёдор.

Батый потребовал от Фёдора привести ему на ложе жену Евпраксию. Князь отказался:

«Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Получив отказ, Батый велел казнить Федора. Узнав о смерти мужа (по другим источникам — после захвата крепости Батыем), Евпраксия вместе с грудным ребёнком Иваном бросилась с крыши терема (Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: исследование по истории Северо-Восточной Руси XII—XV вв.. — СПб: Академия исследования культуры, 2015. С. 140). 

Как святая убила сына и себя

Согласно «Повести», тело князя Фёдора после нашествия Батыя было привезено в Зарайск, где его похоронили вместе с женой и сыном (Елисеев М. Б. Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь. — М.: Вече, 2017. С. 68).

В Зарайске расположена усыпальница князя Фёдора, его сына Ивана и жены Евпраксии.

Как святая убила сына и себя

Такова православная легенда (отмечу, что ученые сомневаются в историчности этих событий и, скорей всего, их не было). 

Но здесь важно иное: княгиня Евпраксия вместе с сыном и мужем почитается Русской православной церковью как мученица, память совершается в лике Собора Рязанских святых.

В 2018 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  указал на поступок Евпраксии, как на подвиг и пример для подражания:

“здесь уместно вспомнить житие одной из святых — Евпраксии Рязанской. Она была супругой рязанского князя Федора, жила во времена нашествия хана Батыя. И согласно имеющимся историческим сведениям, ее муж был убит, а она должна была быть приведена к Батыю, чтобы стать его наложницей. И для того, чтобы этого не произошло, она вместе со своим малолетним сыном бросилась с крыши терема вниз и погибла. С чисто формальной точки зрения это самоубийство, но ведь неслучайно Церковь прославила ее в лике святых. Церковь восприняла то, что совершила эта женщина как мученический подвиг”.

P.S.

Интересно, знает ли про эту историю митрополит Меркурий, который с 6 февраля 2000 года был епископом того самого г. Зарайска, вплоть до перевода в Ростов-на-Дону 27 июля 2011 года?

Вчера в Новочеркасске был обнаружен мертвым протоиерей Андрей Немыкин. По всей видимости, священник ушел из жизни по причине невыносимых мучений.

«К сожалению, это огромная ошибка и трагедия, потому что из-за его самоубийства над ним не имеют права даже совершать отпевание», — сообщил пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский РИА Новости.

Получается, что княгиня Евпраксия совершила суицид, чтобы избежать надругательства над своим телом. Вместе с собой она погубила малолетнего сына, которому подобное, как кажется, не грозило.

Этих людей Церковь прославила в лике святых, а собственного служителя – о. Андрея Немыкина – нет.

Митрополит не только запретил проведение отпевания, но и запретил священникам присутствовать на похоронах.

Сайт епархии rostoveparhia.ru хранит гробовое молчание о происшедшем. 

Насколько я знаю, следствие не закончено. Почему принимаются такие скороспелые решения и прещения?

Это вдвойне странно, ведь предшественник митрополита Меркурия – архиепископ Пантелеимон – благословил совершение отпевания ростовского священника Владимира Рудинского, который  28 апреля 2009 г. застрелил из ружья своего 8-летнего сына Владислава и супругу Ольгу, а потом застрелился сам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: