Исход, которого не было. Ч.2. Богословские уроки

Исход, которого не было. Ч.2. Богословские уроки

Вторжения евреев в Ханаан не было

Последние десятилетия археологических исследований, в том числе медленных раскопок различных городов, предположительно завоеванных израильтянами, так и не выявили признаков насильственного захвата. 

В 1960 г. археолог Дж. Э. Райт отмечал, что одни археологические свидетельства противоречат библейским повествованиям, например, о разгроме Арада (Чис 21.3, 33.40) победе израильтян над амореями (Чис 21.21-32), над хананеями у Хеврона (И.Нав 10.5), а в других случаях – подтверждают их (взятие Лахиша, Асора, Вефиля), хотя и с существенными археологическими коррекциями, не позволяющими говорить об едином сокрушительном вторжении. Однако современные археологические исследования 2-ой пол. XX в. не позволяют связать разрушение указанных городов с вхождением евреев в Ханаан.  

Ведущий специалист в области археологии и истории Древнего Израиля Уильям Девер указывает, что

“в ходе археологических раскопок стало ясно, что из почти  двух  десятков ханаанских городов,  которые, согласно книгам Иисуса Навина и Судей, были взяты израильтянами штурмом,  лишь два,  Вефиль  и Асор,  хранят  следы военных событий, имевших место в XIII–XII вв.  до н.э.,  но  даже и эти  два нельзя уверенно связать  с действиями израильтян,  а не кого-нибудь  другого”.

Не нашлось даже существенных свидетельств более медленного и мирного притока пустынных странников и постепенного вытеснения хананеев израильтянами. По словам Роберта Райта, «история в библейском изложении в некоторых случаях была перечеркнута фактами, почерпнутыми из земли», а «израильтяне были  хананеями».

Протоизраильтяне — хананеи

Уже со 2-й половины XIX в. некоторые ученые (например, Ю. Вельхаузен) отрицали историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте. 

Современные ученые придерживаются этой позиции и сегодня.

Присутствие израильтян в Палестине в XIII в. до н.э.,  согласно надписи стелы Мернептаха, еще не значит,  что эта этническая или социальная группа прибыла сюда из Египта.

Археологические данные не подтверждают появление в Ханаане новой этнической группы, завоевание Ханаана этой группой и расселение израильтян. Они прямо указывают на местное, автохтонное, коренное происхождение израильтян в Ханаане, то есть евреи и были коренными жителями Ханаана, и имели ханаанское происхождение.

Израиль, по всей видимости, возник на землях Ханаана, которые включали территории современного Ливана, Южной Сирии, западного берега реки Иордан. Израильтяне же были частью местного ханаанейского населения, объединенного или руководимого небольшой группой семитов, пришедших из Египта.

Ведущий в мире специалист в вопросах архео­логии Леванта израильский археолог Израиль Финкельштейн является автором «теории кочующих хананеев». В качестве обоснования своей гипотезы он предложил следующий археологический аргумент.

За последние 40 лет обследовано много поселений в центральной части Палестины, возникновение которых датируемые периодом железа I (1200-1000 гг. до н.э.). Этот факт рассматривается некоторыми библеистами как аргумент в пользу прихода евреев в Ханаан в 1200 г. Однако культурный тип этих поселений не новый, а является продолжением предшествующей культуры поздней бронзы. Это значит, что поселенцы не были пришельцами в Ханаан, а проживали там довольно долгий период. Культурное преемство лучше всего видно по керамике, но включает в себя и другие материальные элементы той эпохи.

Американский археолог Уильям Девер разработал «теорию аграрной реформы». Он полагает, что в условиях коллапса ранние (будущие) израильтяне приняли решение оставить общество и уйти в более отдаленные и менее заселенные области в гористых частях Ханаана.  

Протоизраильтянами, согласно Деверу, были:

1) люди, покинувшие город, чтобы уйти от эксплуатации, коррупции, налогов;

2) хапиру и прочие «социальные бандиты», мятежники, наемники и т.п.;

3) беженцы самого разного сорта, включая изгнанных крестьян, бедных фермеров;

4) местные кочевники-скотоводы, включая кочевников из восточных степей, Заиорданья, и даже «группа Исхода», которая некоторое время жила в дельте Нила.

Богословские уроки Исхода

Часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий Исхода безосновательны, так как повествование об Исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое.

Какие же смыслы можно извлечь из этого библейского рассказа?

Коллективная ответственность. На древнем Ближнем Востоке индивид осознавал себя только в рамках некой группы, например, племени или рода. Каждая группа представляла собой единое целое. По этой причине поведение индивида не могло рассматриваться в отрыве от группы. Если кто-то совершал грех, виновными считались все члены рода. Бог Исхода считает возможным наказывать до третьего или четвертого колена, то есть всех живых членов рода (Исх 20.5,6). Интересно, что пророк Иезекииль полностью отвергал парадигму коллективной ответственности (Иез 18).

Убийство невиновных ради прославления Яхве. Чтобы явить свою силу и прославиться, Яхве устраивает сражение с богами Египта. Для этого страдают обычные животные и люди:

“в эту ночь Я пройду по Египту и убью всех первенцев в этой стране, и первенцев людей и первенцев скота. Это будет Мой суд над всеми богами Египта. Я — Господь!” (Исх 12.12).

Исход, которого не было. Ч.2. Богословские уроки

Представьте себе всех первенцев всех семей в вашем родном городе, умирающих за одну ночь, не говоря уже о всех солдатах армии фараона. Позже, когда израильтяне начнут завоевывать Землю обетованную, Он даст вполне четкие инструкции убить всех мужчин, женщин и детей:

«В этих городах мы истребили и мужчин, и женщин, и детей, всех до последнего» (Вт 2.34).

Многие читатели сегодня испытывают триумфальное чувство удовлетворения, читая о том, как были наказаны враги Господа. Тем не менее важно понимать, что Бог Библии (Ветхого и Нового Заветов в одинаковой степени) не связан современными взглядами на то, что является правильным, истинным и справедливым для всех людей. 

Кстати, заповедь Декалога «не убивай» означает: «не убивай своего собрата израильтянина». 

Бог ожесточает человека, а затем наказывает. Бог буквально заставляет фараона упорствовать, чтобы был повод явить еще больше своих чудес:

“Господь сказал Моисею: «Фараон вас не слушает: это нужно, чтобы еще больше Моих чудес было явлено в Египте». Господь сделал так, что фараон упорствовал и не отпускал сынов Израилевых из Египта (Исх 11.9-10).

Мучения египтян призваны поразить воображение последующих поколений иудеев:

“Я сделал так, что фараон и его вельможи по–прежнему упорствуют, — это для того, чтобы Я мог показать на них Мои чудеса! Это чтобы вы рассказывали сыновьям и внукам, как Я восторжествовал над Египтом, как явил Я здесь Свои чудеса! Это чтобы вы знали, кто такой Господь!» (Исх 10.1-2).

Враги израильтян не должны быстро погибнуть. Им надлежит долго мучиться для самопрославления Яхве.

“Я покараю тебя, и твоих вельмож, и весь твой народ самыми страшными карами, чтобы ты понял, что нет на земле никого, Мне подобного! Если бы Я простер Свою руку и поразил тебя и твой народ чумой, вы исчезли бы с лица земли! Но Я оставляю тебя в живых — чтобы явить тебе Свою мощь, чтобы прославить Свое имя по всей земле! (Исх 9.14-16)

Шовинизм Яхве

Гибель египетских первенцев произошла, чтобы египтяне

«знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами». “Вы увидите: с сынами Израилевыми Господь не сделает того, что сделает с египтянами” (Исх 11.1-7).

Еще более ясно эту идею отразил пророк Исайя:

Я — Господь, твой Бог, Святой Бог Израиля, твой Избавитель. Я отдал, как выкуп за тебя, Египет, Куш и Севу’. Ценен ты для Меня и дорог, Я тебя полюбил — и поэтому других вместо тебя отдаю, отдаю народы, чтобы тебя спасти (Ис 43.3-4)

P.S. Прототипы некоторых библейских сюжетов в древней мифологии и литературе

Рассказ о рождении Моисея исследователями обычно сопоставляется с рассказом о Саргоне из Аккада (2300 г. до н.э.), в котором Саргон говорит о себе, что мать положила его в корзинку из тростника, обмазанную асфальтом, и пустила по реке, а также с египетским мифом о том, как Исида скрыла своего младенца Хора в зарослях папируса в дельте Нила, чтобы спасти от хищного бога Сета.

Бегство Моисея из Египта. В одном из наиболее известных произведений литературы Древнего Египта, «Повести о Синухете» (начало 2-го тыс. до н. э.), главный герой, опасаясь опалы со стороны нового фараона, бежит в Синайскую пустыню. Там он женится на дочери вождя бедуинского племени и приобретает большое влияние на местное население.

Ожесточение сердца фараона. Здесь использован особый глагол «утяжелять» и ассоциируется с хорошо известными египетскими представлениями. В сцене суда из «Книги мертвых» на одну чашу весов кладется сердце умершего, а на другую – страусовое перо (олицетворяющее Маат, богиню истины и справедливости), чтобы определить, будет ли умерший проглочен, или препровожден в загробные поля блаженства. Утяжеление сердца фараона означает, что путь в загробную жизнь ему закрыт. Больше всего это выражение напоминает современное речевое клише «загонять гвоздь в свой гроб», т. е. ускорять свою гибель.

Назначение крови. В первобытных религиях кровь нередко использовалась для отражения сил зла, тогда как в еврейском ритуале кровь служила очищающим элементом. Хотя израильтяне, в религиозном мышлении и практике которых сохранились остатки суеверных представлений, несомненно, могли верить в «отпугивающую» демонов силу крови, очистительная функция была придана крови сознательно. Дверные косяки в домах Месопотамии часто окрашивали в красный цвет, так как считалось, что это отпугивает демонов.

Подведем итоги

В целом археология не дает никаких свидетельств в поддержку библейского Исхода.

По мнению Зеева Херцога,

“истории о библейских патриархах являются обычными мифами, равно как исход израильтян из Египта и походы Иисуса Навина”.

Американский археолог Уильям Девер также полагает, что библейский рассказ про

Исход — это типичная этнологическая легенда, призванная объяснить происхождение израильского народа.

Некоторые историки считают, что предание об исходе имеет в своей основе исторические события значительно меньшего масштаба, воспоминания о которых были превращены в эпос поколениями устной традиции. 

В настоящее время несоответствие библейского рассказа об Исходе научным данным признают даже православные исследователи. Например, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии прот. Димитрий Юревич в статье “Православной энциклопедии” пишет, что

“гипотеза, согласно которой угнетение и Исход описываются в Библии в современных этим событиям терминах, заставляет отказаться от буквального понимания ряда библейских текстов и искать их символический смысл”.

Вместе с тем, такого рода публикации содержат утверждения, будто

“археологические свидетельства позволяют рассматривать событие Исхода как исторический факт”,

что вводит читателей в заблуждение относительно реалистичности описания Исхода в Библии. 

Анализ богословского значения Исхода показывает, каким воспринимался Яхве в монархический период Древнего Израиля. Господь Израиля представлен здесь “Муж брани”, т.е. “воин”, который вступает в сражение с богами сильнейшей империи мира — Египта — и побеждает их. Но эта борьба ведется не в божественных сферах, а на полях и в домах обычных людей, которые от ужаса издавали такой

“стон, какого никогда еще никто не слышал и не услышит впредь” (Исх 11.6).

Смысл всех египетских катастроф сводится к теме покорности иудеев своему Богу Яхве:

“Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян. Увидели сыны Израилевы трупы египтян на морском берегу, увидели, что сделала с египтянами могучая рука Господа, — и страх пред Господом объял народ Израилев, и поверили они Господу и Моисею, рабу Его” (Исх 14.30-31).

Река Нил, животные и люди представлены в рассказе про Исход лишь как декорация или расходный материал для проявления силы и жестокости Яхве. 

Между прочим, тема Исхода занимает важное место в православном богослужении. Например, в Великую Субботу песнь Моисея (Исх 15) читается чтецом при пении хором повторяющегося припева «Славно бо прославися». Получается, что Яхве “славно прославился” путем убийства детей и скота, через мучения всего египетского народа, хотя всего этого можно было избежать. 

Исторически Исхода, как он описан в Библии, не было. Но в легендах древних иудеев события Исхода представлены как череда чудовищных страданий и убийств детей и скота ради честолюбия жестокого и склонного к садизму божка Яхве.

«Этот Бог – лютый, предвзятый и кровожадный бог войны, которого позже назовут Яхве Саваоф, «бог воинств». Он напоминает неистового партизана, питающего добрые чувства только к «своим»; это просто узкоплеменной божок. Если бы Яхве оставался таким и дальше, то чем скорее о нем позабыли бы, тем лучше было бы для всех» (Карен Армстронг).

Литература

  1. Алексеев А.А. Ветхозаветный текст и археология. URL: http://mfk.spbu.ru/sites/default/files/alekseev_0.pdf
  2. Армстронг Карен. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011
  3. Виноградов Л., Глобенко Е. Был ли Исход из Египта? URL: http://www.pravmir.ru/arxeologiya-oprovergaet-bibliyu/
  4. Райт Р. Эволюция Бога. Бог глазами Библии, Корана и науки. – М.: Эксмо, 2017. С. 116
  5. Райт Э. Библейская археология. – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2003. – 456 с.
  6. Риннекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. — Paderborn, 1999.  
  7. Сазанов А. Библейская археология. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2200#part_28457
  8. Уолтон Д.X., Мэтьюз В.X., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-kulturno-istoricheskij-kommentarij-vethij-zavet/
  9. Финкельштейн Исраэль, Сильберман, Нил Эшер. Раскопанная Библия = The Bible Unearthed. — 2001. — 385 с.
  10. Херцог Зеэв,  Медведев Юрий. Израильские ученые: Описанные в Библии события оказались вымышленными // Российская газета (30.04.2014). URL: https://rg.ru/2014/04/30/biblia-site.html 
  11. Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
  12. Юревич Д., прот. Исход // Православная энциклопедия. — М., 2012. Т. XXVIII. С. 40
  13. Юревич Д., иерей. Проблема хронологии исхода в свете археологических данных // Христианское чтение № 7-8, 2009. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: