Современные ученые, обыватели и православные святые о влиянии поста на нравственность

Современные ученые, обыватели и православные святые о влиянии поста на нравственность

В православной традиции принято считать, что пост – это средство к духовному перерождению.

Например, святитель Иоанн Златоуст учил, что пост благотворно влияет на нравственность человека:

“Кто постится истинно и нелицемерно, тот, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого добрым, из нечестивого – благочестивым… Пост смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе” (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. С. 920, 929).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что пост делает человека внутренне свободным и сильным:

“укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость” (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. – СПб., 1905. С. 97).

Однако, в XXI веке большинство россиян (70-83%) никак не соотносят свою жизнь с церковной традицией соблюдения постов. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов (Левада, ФОМ). Лишь 11% россиян соблюдают Великий пост. Мотивация многих их них очень далека от церковных идеалов. При проведении опроса тем респондентам, кто в какой-то мере соблюдает пост, аналитиками ФОМ в 2014 году был задан дополнительный вопрос: «А в чем для вас смысл Великого поста? Зачем вы его соблюдаете?»:

– 4% респондентов выбрали ответ «духовное очищение»  («для очищения души», «для души», «для душевного успокоения»);

– 3% постятся ради «Очищения, оздоровления организма»  («чтобы не полнеть, для себя»,  «диета, очищение организма»,  «полезно для здоровья»);

– 2% указали на религиозную мотивацию: «я верующий человек, соблюдаю религиозные традиции»,  «положено по церковным канонам»,  «соблюдаю, как все православные люди», «положено так делать»).

– 1% – Смирение, покаяние, осмысление жизни («думать о близких, о смысле жизни», «осмысление ценностей жизни», «заглянуть в себя и поговорить с Богом», «избавиться от страстей»,  «в смирении», «у всех попросить прощения, покаяться в своих грехах»);

– 1% – Другое («мама так воспитала с детства, привыкла», «просто для себя», «нравится», «просто люблю», «хочу»).

– 2% респондентов затруднились ответить.

Очевидно, что россияне не воспринимают пост как средство для укрепления силы воли и самоконтроля.

Кроме мнения православных святых и современных россиян относительно влияния голодания (говения) на уровень самоконтроля и нравственности стоит проиллюстрировать и позицию научного сообщества. 

Например, американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, Роберт Сапольски полагает, что «сила воли» – не просто метафора, она указывает на конечный (энергетический) ресурс, требующийся на поддержание самоконтроля. 

Нейрофизиологи полагают, что именно лобная кора мозга помогает нам совершать трудные (волевые) поступки, порыв к которым – если бы она не участвовала – был бы задавлен. Лобная кора берет на себя управление, когда требуются серьезные социальные усилия – поблагодарить хозяев за ужасный обед, не дать в глаз разъяренному сотруднику, не делать нескромные предложения каждому симпатичному партнеру или партнерше, не хихикать во время траурной речи. 

Сложные задачи затратны для лобной коры с точки зрения метаболизма. Когда она занята решением задачи, уровень глюкозы в крови резко падает, а если дать участнику эксперимента сладкое питье, то работа лобной коры сразу улучшается. Голодный человек менее доброжелателен и более агрессивен (например, он выберет более суровое наказание для противника).

Исследователи пронаблюдали, как принимаются решения в суде. Из 1100 судейских решений заключенным назначали условно-досрочное освобождение в 60 % случаев после того, как судья пообедал, и почти не освобождали прямо перед обедом.

При увеличении нагрузки на лобную кору у человека снижается социальное чувство – он становится менее щедрым, меньше стремится помогать окружающим, больше врет. 

Люди с нарушениями в функционировании дорсолатеральной части префронтальной области коры головного мозга не в состоянии планировать свои действия или отсрочивать удовольствие, их поступки неизменно нацелены на достижение сиюминутной выгоды и получение награды, они с трудом контролируют свое поведение.

Еще одна причина ухудшения работы мозга – стресс. Человек в состоянии стресса часто делает чудовищно плохой, настоянный на эмоциях выбор того, как ему поступить.

Когда настает время принимать жизненно важные решения, мы часто напряжены и находимся под сильным стрессом. А это плохо, потому что стресс влияет на процесс принятия решений, и не в лучшую сторону. Когда требовалось разрешить эмоционально тяжелую дилемму, то стресс заставлял участников эксперимента давать более эгоистические ответы. Одновременно стресс ослабил альтруистические склонности людей, если дело касалось личных (но не общих) моральных решений. Люди становятся менее заботливыми, меньше сопереживают, проявляют вспыльчивость.

Так происходит и в результате утомления человека при решении интеллектуальных задач, а также вообще любой когнитивной нагрузки. Заставьте лобную кору выполнять трудную работу – к примеру, поставьте перед ней задачу на запоминание, на выбор социального поведения или пусть быстро примет целый ряд решений в магазине. Последовательное вычитание по семь из ста — нетривиальная для большинства людей задача, требующая изрядного самоконтроля.

В итоге такой человек “делался более агрессивным, менее чутким, менее честным и доброжелательным. Будто бы лобная кора говорит: «Все, надоело, я устала, и мне неохота думать о других»”.

Подобные мысли в книге «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами» излагает молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко.

Ранее было принято считать, что “способности к самоконтролю бесконечны, но для того чтобы “извлечь” их, нужно использовать правильные стимулы. В конце 1990-х стала популярной ровно противоположная гипотеза, которая утверждает, что сила воли — это ресурс, причем ресурс конечный”.

Мы ограничены в своей способности к самоконтролю. Этот дефицитный ресурс можно растратить на борьбу с каким-то одним соблазном. Сделав это, человек не сможет противостоять другим искушениям — у него не останется резервов силы воли. Так, сидящим на диете сложнее бросить курить, и наоборот, попытки отказаться от сигарет увеличивают шанс, что вы выйдете за дневную норму калорий.

Участники  эксперимента “Геометрия и шоколадные печенья” отказавшись от печенек (исследователи постарались, чтобы это далось с максимальным трудом), выбрали заметную часть запасов силы воли и намного хуже справились со следующим заданием, которое тоже требовало заметного самоконтроля.

Диеты со сверхжесткими ограничениями чаще всего приводят к обратному эффекту: истощив весь запас силы воли в течение дня, вечером человек срывается и сметает все, что есть в холодильнике.

Люди с истощенным волевым ресурсом намного интенсивнее реагируют на все происходящее вокруг: их эмоциональное восприятие обостряется настолько, что даже боль от ледяной воды кажется гораздо более сильной, чем обычно. Утомленный мозг не в силах подавлять собственную реакцию на стимулы, и организм по полной программе реагирует даже на самые незначительные из них. 

Истощить ресурс самоконтроля может не только отказ от сладкого или спиртного. Три главных способа истощить самоконтроль — бороться с навязчивыми мыслями (“Не думай о белом медведе”/”Мне надо похудеть к лету”/”Пора писать годовой отчет, а я никак не могу приступить”), бороться с естественными эмоциями (“Нельзя плакать, я же сильный”/”Нужно улыбнуться коллегам, а то невежливо”), бороться с импульсивными желаниями (съесть булочку, выкурить сигарету, выпить еще рюмочку).

Попытки развить самоконтроль, подавляя эмоции, ни к чему хорошему не приводят.

Но ведь именно это подразумевается в православной традиции говения: строгие пищевые ограничения, практика самокопания, борьба с мыслями о еде и сексе. Для современных россиян пост может стать не способом к духовному перерождению, а невротизирующим фактором, эффективным способом поссориться с окружающими людьми и испортить себе здоровье.

Подведем итоги

Самоконтроль — ограниченный ресурс, и любое напряжение силы воли расходует его. Когда мы голодны, мозг функционирует в аварийном режиме: ему остро не хватает питания, и выполнять сложные задачи он не способен. 

Проявления силы воли уменьшают концентрацию глюкозы в крови, и чем она ниже, тем хуже мы сопротивляемся соблазнам. Поэтому голод — главный враг самоконтроля.

У многих людей пост, то есть сознательное голодание, приводит к истощению внутренних сил. Такой человек тратит свои внутренние ресурсы не на решение нравственных и когнитивных задач, а на преодоление желания поесть, а истощив свои психические “запасы”, совершает эгоистичные поступки.

Изнуренные непрерывным самоконтролем люди становятся сверхчувствительными, их начинает раздражать окружающая обстановка  и почти любые действия людей. Девушки и юноши, растратившие весь ресурс самоконтроля, отвечая на вопросы о том, как бы они решили конфликт со своим партнером или партнершей, были склонны поругаться, а не пойти на компромисс.

При этом, чем сильнее мы стараемся преодолеть соблазн, тем больше истощается запас самоконтроля, а чем больше он истощается, тем сложнее противостоять искушению. Такой вот порочный круг. Чтобы разорвать его, надо… поддаться соблазну! Позволив себе небольшое отступление от правил, вы убережете себя от глобального срыва.

Литература.

  1. Великий пост — 2021. Аналитический обзор ВЦИОМ. URL:  https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2021
  2. Сколько россиян соблюдали Великий пост? Кто и зачем соблюдает пост. Аналитический обзор фонда «Общественное мнение» (ФОМ). URL: https://fom.ru/obshchestvo/11473 
  3. Сапольски Роберт. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 766 с.
  4. Якутенко И. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 456 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: