Выпад Русской Церкви против контрацепции

Выпад Русской Церкви против контрацепции

Один из сотни неудобных вопросов к Русской Церкви в изложении митр. Илариона (Алфеева) звучит так: 

“Церковь выступает против контрацепции. Но ведь безопасный секс защищает от венерических болезней, препятствует распространению СПИДа”.

Отвечая на этот вопрос митрополит Иларион отмечает, что 

“Православная Церковь занимает сбалансированную позицию, далекую от однозначного осуждения любых форм и средств контрацепции”. В «Основах социальной концепции» говорится: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

В то же время в документе подчеркивается, что «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время». И далее, напомнив совет апостола Павла супругам не уклоняться друг от друга, «разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5), документ подчеркивает: «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Акцент, как видим, делается на сохранении и укреплении семьи, а отнюдь не на формальном и безоговорочном запрете на использование любых контрацептивных средств”. 

Удивительно, но ответы митр. Илариона порождают новые неудобные вопросы:

Что такое ранние стадии жизни эмбриона?

Можно ли назвать единственную клетку человеком?

А если клетки человека “живут” вне его тела, их можно тоже назвать человеками?

Есть ли граница, за которой масса клеток перестает быть мной?

Например, в случае пересадки органов миллиарды клеток человека продолжают жить вне его тела. А в случае возникновения онкологического заболевания клетки человека отказываются умирать. Опухоль становится новым организмом внутри человека. 

HeLa — линия «бессмертных» клеток, используемая во множестве научных исследований в области биологии и фармакологии. Линия была получена в 1951 года из раковой опухоли пациентки по имени Генриетта Лакс (англ. Henrietta Lacks), умершей от этого заболевания 4 октября того же года. Эти клетки, имитирующие упрощенного «человека» в лабораторных исследованиях, являются «вечными» — они могут бесконечно делиться, переносить десятки лет в морозилке, могут быть поделены на части в разных пропорциях. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в космос в советском спутнике. Сейчас это 20 тонн биомассы.

Как много от Генриетты в этих клетках?

Итак, можно ли всерьез клетки называть жизнью человека? Что делает клетки нами?

Если “продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза”, как должны воспринимать свой брак бесплодные семьи?

Мне приходилось не раз слышать, что если детей нет, то семейная жизнь бессмысленна и супругам стоит уйти в монастырь.

Почему бывший преподаватель Св. Писания Нового Завета в МДАиС и ПСТБИ воспроизводит испорченный текст Св. Писания? Он не знаком с достижениями текстологии? 

Митр. Иларион ссылается на совет апостола Павла супругам не уклоняться друг от друга,

«разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5).

Порча рукописей с текстом 1Кор 7.5 произошла лишь на грани IV-V веков.

Этот текст без упоминания о посте цитировали многие святые отцы, он входит в состав канонических правил: 3-е правило свт. Дионисия Александрийского (+265 г.), 5-е правило свт. Тимофея Александрийского (+384 г.). 

Цитирование этого фрагмента как наставление апостола Павла о важности супружеского воздержания я воспринимаю как признак необразованности или сознательной лжи.

Современный перевод, сделанный с критического текста гласит:

“Не избегайте друг друга, разве только на время, по обоюдному согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова сойтись”.

А ведь этот человек написал учебник по Новому Завету для бакалавра теологии : Четвероевангелие. Т.1. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017.— 632 с.

Как говорится, нет комментариев.

Почему супруги должны принимать решение о необходимости контрацепции, “прибегая к совету духовника”?

Митрополит воспроизводит обоснование для младостарчества.

Супруги по определению – взрослые и сознательные люди.

Зачем священнику вторгаться в интимную жизнь и участвовать в принятии решения супругов о формате их интимных отношений?

“Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи”.

Здесь благословение на использование контрацепции представлено как снисхождение для “слабаков”. Супруги это прекрасно понимают. 

И возникает новый вопрос: как такая манипуляция сознанием может укрепить семью?

Не думаю, что обозначенную митр. Иларионом позицию РПЦ можно назвать “сбалансированной”.

РПЦ как тоталитарная секта продолжает пытаться контролировать сексуальное поведение своих адептов.

Источник: 

Иларион (Алфеев), митр. Неудобные вопросы о религии и Церкви — М.: Издательский дом «Познание», 2020. С. 122-126

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: