Чему нас может научить житие Алексия, человека Божия?

Чему нас может научить житие Алексия, человека Божия?

Алексий, человек Божий – один из самых почитаемых в православном мире святых († ок. 411). 

На сайте patriarchia.ru отмечается, что житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Проанализируем этот текст. 

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: “Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь”. А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. 

Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Данный текст изобилует подробностями, но вместе с тем является стереотипным. Особую проблему представляет отношение византийского жития Алексия к сказанию о преп. Иоанне Кущнике (память 15 января). Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в 1-й половине V в., совпадают с житием Алексия – побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом. 

В свою очередь эти два рассказа имеют параллели с поэмой Гомера «Одиссея». Там говорится о том, как после рождения сына Одиссей уехал под Трою, и Пенелопа на двадцать лет осталась одна. Согласно классической версии мифа, она хранила верность мужу, хотя окружающие люди не верили в его возвращение. В 17-й песни “Одиссеи” повествуется, как Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов Пенелопы и слуг. При этом Афина на время превратила его в старика, чтобы никто не узнал героя до нужного момента.

В поздней редакции жития св. Алексия описаны душераздирающие семейные страдания.

Это будто мыльная опера “Санта-Барбара” в церковной подаче. Бесплодие родителей разрешается рождением долгожданного наследника. Мальчик успешно постигает науки, но в итоге отрекается от мира. Родители прилагают все усилия к устроению семейной жизни сына, но после обручения тот покидает свою невесту. Согласно этой версии жития, он успел обвенчаться с невестой до своего бегства. Юноша отдает все деньги нищим, но отречение от мира не достигает своей цели и он возвращается в дом к своим родителям. Его помнят как погибшего без вести, но не забывают и горько оплакивают. Он по сути у себя дома, но даже служанки издеваются над ним, выливая на святого грязную воду. Этот контраст между величием и самоуничижением, без сомнения, будоражил воображение христиан Средних веков. 

К тому же это сближало образ жизни св. Алексия с Иисусом Христом, положение которого Церковь описала в похожих выражениях:

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы” (15‑й антифон утрени Великой Пятницы).

Жития святых обычно предполагают назидание и пример для подражания. Но в житии св. Алексия трудно найти нечто даже человеческое. Это образчик асексуальности и жестокости к ближним. Не видя смысла вступать в брак, Алексию следовало бы покинуть родителей до обручения с невестой.

“Кто женится на своей деве, хорошо поступает, а кто не женится, лучше поступит” (1 Кор 7.38), – писал ап. Павел.

По легенде невеста св. Алексия страдала от разлуки всю жизнь, а брачные узы не позволили ей снова вступить в брак. 

Судя по тексту жития, Алексий с самой юности был предрасположен к монашеской жизни. В таком случае из Рима ему следовало бы идти в пустыню, а не в центр Эдессы – крупнейшего города Северной Месопотамии. 

В монашеской традиции существует запрет на общение с родственниками. Но Алексий после 17 лет подвигов поселяется во дворе своих родителей, созерцает их страдания, а также слышит плач своей невесты.

Какой в этом смысл и назидание?

Допустим, что житие св. Алексия иллюстрирует заповедь Иисуса о ненависти к родителям и необходимости оставить собственную жену ради Царствия Божия.

Сам Иисус не был сторонником традиционных ценностей, впоследствии это стало своеобразным антисемейным трендом в Церкви. Подобно св. Алексию, вопреки ожиданиям своих родственников и ближних, Иисус не вступил в брак и в возрасте около 30 лет вдруг бросил работу ремесленника/разнорабочего и покинул родную деревню. Родственники подумали, что Иисус сошел с ума (Мк 3.21). Чуть ранее свою проповедь начал Иоанн Креститель, который не только не женился, но и вопреки традиции не стал священником. 

В евангелии говорится о необходимости отказаться от сложившихся отношений:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:34-38).

Есть и еще более жесткое наставление Иисуса:

“если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а также и души своей, не может быть Моим учеником” (Лк 14.26).

Отметим, что Иисус предполагал, что его ученики оставят своих родителей, жен и детей:

«Верно вам говорю, — сказал Иисус, — всякий, кто оставил дом или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Бога, получит во много раз больше в этом веке, а в будущем Веке — вечную жизнь» (Лк 18.29-30).

Любопытно, что в русской редакции жития XVI в. не только св. Алексий отставляет свою жену, но и его родители прекращают интимные отношения:

“Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».”

Гиперболизированный аскетизм в житии св. Алексия отразился не только в описании сексуального воздержания и поста, но и в отсутствии сна, что является одной из форм пыток:

“постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи”.

Можно предположить, что поздние редакции жития представляют собой аллюзию на притчу о блудном сыне. Алексий в данном случае – анти-блудный сын. Он ушел, забрав свою часть наследства при живом отце:

“Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью.”

Любопытно, что подумал отец, когда его сын исчез вместе с крупной суммой денег?

При этом, в отличие от блудного сына, Алексий не растратил деньги на распутство, а раздал нищим. Вернувшись к отцу, он не получил перстень и уют, а жил во дворе как нищий. 

Странно, что описанное в житии благочестие родителей св. Алексия, их посты и молитвы, никак не коснулись нравов слуг и рабов. Отцу докладывали про издевательства слуг над нищим Алексием, он сам не мог не видеть, в каких жутких условиях тот жил:

“И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».

Всё это указывает на искусственность построения сюжета и нереалистичность поведения героев.

“Когда же его мать услышала, что он сын ее … с любовью целуя его, рыдала со словами: «Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне».”

Здесь снова возникает вопрос о смысле описанных страданий.

Святость не может проявлять себя в мучении родственников. Наряду с прелюбодеянием и  противоестественными пороками, длительное безвестное отсутствие рассматривается Церковью как семейная катастрофа и признается в качестве “повода к расторжению брачного союза” (Определение Поместного Собора 1917-1918 гг).

Может быть, действительно, св. Алексий совершил ошибку и “столько лет попусту провел в доме отца” своего? На этот вопрос дал ответ сам Алексий. В житии сказано, что

“святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты”.

Прощения просит тот, кто осознал свою вину в причинении вреда и боли. Правда, в таком случае не ясно, чему именно должны подражать читатели этой редакции жития св. Алексия.

В настоящее время признано, что первичная версия жития – сирийская –  составлена во 2-й половине V – начале VI в.

Она повествует о том, как не названный по имени юноша из знатной и богатой римской семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, который доставил его в Селевкию Сирийскую. Оттуда он попал в Эдессу. Там юноша раздал все свои деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма. Проведя 17 лет в молитве и посте, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. 

В IX в. в Константинополе  появилась ранняя греческая версия жития. Именно ею, вероятно, пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя – Алексий. 

На основе ранних сирийских и греческих житий в Х в. была создана 2-я сирийская версия, в которой механическое совмещение эдесского сказания с сирийским переводом византийского жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в константинопольской традиции). 

Анализ различных изводов жития Алексия, человека Божия, показывает, что древнейший вариант – самый простой и короткий. В таком виде житие святого представляет собой пример бегства от жизни и разрыва всех социальных связей, что было характерно для монашества того времени.

Последующие редакции жития святого представляют собой нагромождение фантастических и душераздирающих сюжетов и диалогов. Авторы этих поздних версий привнесли в текст не только сюжет про возвращение Одиссея к своей жене под видом нищего старика, но и специфические средневековые представления о христианском подвиге. Им хотелось транслировать идею об анти-блудном сыне, но в итоге получилось нечто искусственное и уродливое. 

С одной стороны – это свидетельство того, как в христианские легенды проникали элементы языческих мифов (еще один пример – житие индийского царевича Иоасафа, которое в общих чертах совпадает с буддийскими сказаниями о Будде). 

А с другой стороны, Одиссей-язычник в греческом мифе представлен как подлинно эпический герой и «многоопытный муж» (πολύτροπον ἀνέρος). Он наслаждается игрою жизни и любит свою жену.

Между прочим, его забота о супруге проявляется и в том, что перед отъездом Одиссей велел жене, если он не вернётся, снова выйти замуж. Второе отличие Одиссея от Алексия – после различных перипетий тот всё же открылся ожидающей его жене.

В отличие от языческого героя святой Алексий – совершенно пассивный и тусклый персонаж, способный лишь раздавать незаработанные деньги, просить милостыню и до самой смерти пребывать на иждивении своих родителей.

Житие ни словом не поясняет причину его странного поведения, но всё-таки содержит указание на его раскаяние перед самой смертью. Утверждения в сказаниях, что Алексий своими вычурными подвигами угодил Господу, граничат с кощунством.

Подведем итоги. 

Житие св. Алексия, человека Божия, свидетельствует о том, что Церковь – носитель антиобщественной морали.

Поздние редакции жития св. Алексия предлагают весьма специфическую этику и далеки от базисных нравственных установок, сближающих граждан России. Эти поздние легенды транслируют православные сайты и издательства.  РПЦ претендует на учительство в нравственных вопросах в масштабах всей страны, но по факту пропагандирует антисемейные и антиобщественные в целом ценности.

Литература

  1. Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917
  2. Алексий, человек Божий. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/911526.html
  3. Муравьёв А.В., Турилов А.А. Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия. Т. 2. – М., 2008. С. 8
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Олег

    На фиг такие ценности :shock:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: