Миф о Великом потопе. Часть 2. Не всемирный, а локальных потоп?

Миф о Великом потопе. Часть 2. Не всемирный, а локальных потоп?

Заведующий Библейским кабинетом МДА протоиерей Александр Тимофеев придерживается версии о локальном потопе, который смог уничтожить всё человечество.

«Могу сказать точно, что потоп – это вполне реальное событие, и единственным реалистичным описанием существования потопа и ковчега является только Священное Писание…Что касается возможного объяснения механизма  потопа с точки зрения геолога, могу сказать следующее. Я уверен, что повествование о потопе вполне реалистично, но он был не всемирным (в том смысле, что покрыл всю Землю), а вселенским. Покрытие водами потопа всей земной поверхности хотя бы на пару километров (а ведь должны были скрыться вершины самых высоких гор) маловероятно с физической точки зрения и не необходимо с точки зрения Писания. В греческом языке потоп называется словом катаклизм (от греч. kataklysmos), которое можно перевести как очищение. То есть нужно было очистить мир от человеческого греха, и не было нужды топить Австралию, где и людей-то не было. Соответственно, потоп затронул только те территории, где жили люди».

Преподаватель «Библейской археологии» в МДА рассуждает о потопе во времена, когда в Австралии не было людей. Это напоминает ошибку блаж. Августина, которых не только отрицал существование антиподов, но и запрещал в это верить другим христианам:

«Тому же, что рассказывают, будто существуют антиподы, т.е. будто на противоположной стороне земли, люди ходят в противоположном нашим ногам направлении, нет никакого основания верить… Хотя бы и возможно было допустить или даже как-либо доказать, что фигура мира шарообразна и кругла, из этого еще не следует, что та часть земли свободна от воды; да если даже была бы и свободна, из этого отнюдь не следует, что там живут люди. Ибо никоим образом не может обманывать Писание…  между тем, было бы крайней несообразностью утверждать, что люди могли, переплыв безмерные пространства океана, перейти из этой части земли в ту, и таким образом положить и там начало роду человеческому от того же одного первого человека. Поэтому будем искать… этот странствующий на земле град Божий, который доведен до потопа и ковчега и дальнейшее существование которого в сыновьях Ноя» (Августин Аврелий. О Граде Божием. Кн. 16. Гл. IX).

Иными словами, Августин верил, что животные на противоположной стороне планеты могли самозародиться из неживой материи, а вот людей там быть не может, ведь они не могли переплыть безмерные пространства океана. Оба тезиса блаж. Августина ошибочны. Отметим, что он руководствовался тезисами Св. Писания, а не фактами, а в случае появления доказательств, не стал бы им доверять.

Но доказательства существуют.

Археология и генетика показывают, что люди в узком смысле (Homo sapiens) появились в Африке около 200 тысяч лет назад. Это были «анатомически современные» люди, то есть «бесспорные представители вида Homo sapiens, но с отдельными «архаичными» чертами, которые сближают их с неандертальцами».

 «Анатомически современные люди» появились на территории ближайшей к Африке Передней Азии не позднее 60 тысяч лет назад, а затем быстро заселили Юго-Восточную Азию, затем Австралию (уже 50 тысяч лет назад), Европу (45 тысяч лет назад), север Дальнего Востока (20 тысяч лет назад) и Америку (15 тысяч лет назад)».

Миф о Великом потопе. Часть 2. Не всемирный, а локальных потоп?
Homo sapiens sapiens. Сунгирь 1. Россия, Владимир. 27 тыс. л.н. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым для портала antropogenez.ru

Существует мнение, что «предки австралийцев могли прибыть на континент двумя путями, северным и южным, 75 и 50 тысяч лет назад».

Миф о Великом потопе. Часть 2. Не всемирный, а локальных потоп?
Расселение Homo sapiens (человека разумного). Изображение courtesy Wikimedia Commons.

Мнение протоиерея Александра Тимофеева, будто «с точки зрения геолога… нужно было очистить мир от человеческого греха, и не было нужды топить Австралию, где и людей-то не было», выводит проблематику реальности Потопа на еще более невероятный уровень.

В таком случае придется отказаться от датировок Потопа в границах последних 8 тысяч лет и искать следы Потопа исключительно в Африке, где отсутствуют как предания о Потопе, так и археологические подтверждения глобального наводнения.

Версию о локальном, но реальном потопе, в котором за грехи погибло всё человечество, следует признать ошибочной.

Что если потоп был локальным?

«Автор книги Бытия не раз подчеркивает всемирный характер потопа: он смел все человечество (Быт 6.7), всех животных (6.13), все, что есть на земле (6.17), все живое (7.4), все, что имело дыхание духа в ноздрях своих (7.22), и вода покрыла все высокие горы, какие есть под всем небом (7.19)» («Трудные страницы Библии»)

Автор 1-го послания Петра указывает, что спаслись от воды только восемь душ (1 Пет 3.20). Во 2-м соборном послании апостол также описывает Потоп как глобальную катастрофу, затрагивающую весь мир и всех людей:

— «не пощадил первого мира (κόσμου), но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир (κόσμῳ) нечестивых» (2Пет 2.5);

— «в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир (κόσμος) погиб, быв потоплен водою» (2Пет 3.5,6).

В Послании к Евреям также говорится о масштабах всего мира:

«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир (κόσμον)» (Евр 11.7).

Существует мнение, что представление о всемирном потопе является следствием неправильного понимания еврейского текста.

Поскольку на древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково, можно предположить, что в Библии описано наводнение местного характера: не в масштабах планеты, а на территории одной страны.

В качестве примера можно привести ошибочное мнение дочерей Лота, что катастрофа погубила не только Содом, но и вообще всех людей на земле.

Некоторые апологеты указывают, что указанные выражения о всемирном потопе

«в действительности не так категоричны, как это может показаться на первый взгляд. В библейском языке есть примеры, когда слово «весь» относится к части, которую автор рассматривает, как целое. Говоря о предстоящем вступлении евреев в Палестину, Бог обещает своему народу: «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом» (Втор 2, 25). Здесь явно речь идет только о народах различных областей Палестины. Голод во времена Иосифа «был по всей земле и из всех стран приходили покупать хлеб» (Быт 41, 57). Здесь горизонт более обширен, чем в предыдущем примере, но ненамного. Борьба между верными подданными Давида и сторонниками Авессалома распространилась «по лицу земли» (2 Цар 18, 8). Здесь горизонт чрезвычайно узкий: речь идет о части Палестины. Нет недостатка и в других примерах: подобная эластичность языка наблюдается и в Новом Завете, в эпизоде с Пятидесятницей, в котором участвуют люди, принадлежащие «ко всем народам, которые живут под небом» (Деян 2, 5), очевидно, в пределах Римской империи, как видно из следующего затем перечисления (ст. 9-11). Поэтому не следует представлять себе потоп, в результате которого вода поднимается до вершины Эвереста и покрывает весь земной шар от Аляски до Новой Зеландии! Книга Бытия не знает ни Эвереста, ни Новой Зеландии, ни даже земного шара. Поэтому надо исключить географическую всемирность, не столько из-за бесчисленных, сногсшибательных чудес, которых она потребовала бы, сколько потому, что она не согласуется с намерениями автора» («Трудные страницы Библии»).

В таком случае потоп имел локальное значение, люди погибли лишь на территории Южной Месопотамии, о чем, возможно, и повествуется в Библии.

Этот апологетический подход имеет несколько недостатков, хотя и позволяет гармонизировать библейский рассказ с научными данными о наводнениях в Двуречье.

Во-первых, гипотеза локального потопа не находит поддержки среди святоотеческих толкований, что выводит эту версию из христианского контекста.

С точки зрения Древней Церкви это вольнодумство следует считать опасным, если не еретическим.

Во-вторых,

«вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы. Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение» (Иван  Андреев.  «Православная апологетика»).

В евангелии Иисус спрашивает:

«Или те восемнадцать, на которых упала башня в Шилоахе и убила? Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?  Нет, говорю вам!» (Лк 13:4-5).

Аналогично можно задаться вопросом, неужели жители Месопотамии были грешнее людей, проживающих в Сибири или в Африке?

«Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание представляет многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп» (Макарий, митр.  Православно-догматическое Богословие).

Мнения святых отцов о масштабности потопа

«теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную» (Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 22).

Но вот, все уклонились к нечестию, и в таком множестве Я нашел одного тебя способным вознаградить за преступление прародителя: поэтому «с тобою поставлю завет Мой» (Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 24).

«Понимаешь ли, что Бог решил истребить всякого человека? Поскольку же Ной украшен был подвигами благочестия, то его одного пощадил Бог и не погубил с другими, а спас со всем домом… погублена была всякая плоть, так как всю поднебесную наводнили дожди и ливни… слово наше достигло сего, состоя в изложении буквального смысла и истории… Зиждитель всяческих по справедливости решил погубить Израиль и все народы, существующие на земле» (Свт. Кирилл Александрийский. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея).

Так как всему на земле суждено погибнуть от потопа и только праведному надлежит пребыть вечно, ему сказано: «С тобою Я поставлю завет Мой». Ибо он есть наследник Божией благодати, обладатель небесного наследия, причастник блаженнейших благ» (Свт. Амвросий Медиоланский. О Ное).

Из сего изображения потопа само собою выходит заключение, что он был всеобщий для всей земли. Напротив того, мнение о частном потопе влечет за собою неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? (свт. Филарет Московский. Толкование на Книгу Бытия)

В повелении Бога о спасении животных каждого рода не было бы необходимости, если бы речь шла об уничтожении жизни только в одной, не слишком обширной местности. Животные могли бы мигрировать в нее позже и восстановить численность популяций.

Между тем в Быт. 10:32 сказано, что после потопа весь мир был заселен потомками восьми спасшихся:

«Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (Быт.10:32).

Этого бы не произошло, если бы территория потопа была ограниченной и за ее пределами никто не утонул.

Подведем итоги

Гипотезу о локальном, но реальном потопе, в котором за грехи погибло всё человечество, следует признать ошибочной.

Версия о локальном характере потопа интересна для реконструкции возможных событий в Южной Месопотамии.

Но последующие толкователи Библии, включая новозаветных авторов, видели в библейском потопе глобальную катастрофу для всего мира.

«Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: люди ели, пили, женились и выходили замуж, и так вплоть до самого дня, пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп — и все погибли. То же было и в дни Ло’та: ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, но в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь — и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий!» (Лк 17.26-30).

«Как было в дни Ноя, так будет в те дни, когда возвратится Сын человеческий. В те дни, до потопа, люди ели и пили, женились и выходили замуж — и так до самого дня, когда Ной вошел в ковчег. Они ни о чем не догадывались, пока не пришел потоп и всех их не погубил. Так будет и в дни, когда возвратится Сын человеческий» (Мф 24.37-39)

Неужели пришествие Сына Человеческого будет иметь локальное значение?

В Библии сказано, что Бог

«от одного–единственного человека произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания» (Деян 17.26).

Может быть, и в этом случае исключительный акт творения человека следует понимать, как локальное событие, произошедшее на границе неолита в Месопотамии?

Следующая проблема заключается в том, что относительно Потопа мы имеем «согласие отцов» (Consensus patrum). Никто из них не пишет про локальное наводнение. Не зная о существовании континентов, они утверждают, что абсолютно все люди погибли, кроме семьи Ноя.

Даже если автор книги Бытия имел в виду не «землю» как планету, а лишь «страну», что вполне возможно в древнееврейском языке, апостолы и святые отцы думали совершенно иначе.

Это позволяет снова задаться вопросом о т.н. богодухновенности Писания, а также творений святых отцов.

Неужели ученые снова лучше поняли Библию, чем церковники?

А ведь православные догматисты утверждают, что вопрос о Потопе крайне важен для догматики. Столетиями христиан запугивали этим жутким рассказом, как примером кары с небес.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о массовой гибели животных. Если потоп не выходил за пределы Месопотамии, почему бы животным не покинуть эту территорию и не погибать в муках?

На страницах Библии мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой инцеста. Как в случае с сыновьями и внуками Адама, так и внуков Ноя возникла бы необходимость межродственного скрещивания, которое не позволило бы популяции нормально развиваться. Людей по мнению ученых должно было быть более сотни, не говоря уже о животных, которых было «каждой твари по паре». Это ничтожный генофонд для восстановления жизни, о чем древние, конечно, не знали.

«Для того, чтобы некий вид животных существовал в течение десятков тысяч лет, недостаточно пары способных к размножению особей. Не выродиться от близкородственных скрещиваний, не вымереть в результате случайных факторов (из-за хищников, от болезней, травм, голода, засухи и т. д.) способна лишь популяция из нескольких десятков, а лучше — сотен животных» (Соколов А. Мифы об эволюции человека).

И последнее.

Если библейский текст не описывает события так, как они происходили, то как можно доверять иным сюжетам из Библии, про Адама и говорящую змею, про Исход из Египта и воскрешение Иисуса?

Источники

  1. Андреев И. М. Православная апологетика. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 192 с.
  2. Гальбиати Энрико. Пьяцца Алессандро. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. — М.: Христианская Россия, 1992
  3. Десницкий Андрей. Был ли всемирный потоп всемирным? URL: https://foma.ru/byil-li-vsemirnyij-potop-vsemirnyim.html
  4. Козлов Максим, прот. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/400vopr.htm
  5. Райт Эрнест. Библейская археология. URL: http://predanie.ru/rayt-ernest-g-ernest-wright/book/67735-bibleyskaya-arheologiya/
  6. Соколов А. Мифы об эволюции человека. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018
  7. Тимофеев Александр, иерей. Данилова Анна. Креационизм или эволюция? URL: https://www.pravmir.ru/kreacionizm-ili-evolyuciya/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: