Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Переводил ли Септуагинту Симеон Богоприимец?

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Позднее предание рассматривает Симеона Богоприимца как одного из 72 толковников. По легенде, когда он переводил спорный текст Исайи «Се Дева приимет во чреве…», то решил, что в текст закралась какая-то ошибка. Симеон хотел было заменить на «молодая женщина», но в тот момент Ангел запретил это делать и пообещал, что Симеон дождётся той Самой Девы и Ее Младенца:

“Симеону было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Помазанника Господня” (Лк 2.26).

Именно поэтому Симеон воскликнул:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лк 2.29-31).

Указанный текст из пророка Исайи всегда был проблемой для христианских толкователей.

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Зачем Симеону и множеству христиан претыкаться на спорном тексте, если Исайя мог сразу выбрать однозначный термин, указывающий на девственницу — б’тулá (בתולה)?

Василий Великий признавал, что

“иудеи оспаривают издание Семидесяти, говоря, что в еврейском стоит не дева, а отроковица”.

Кирилл Иерусалимский вторит св. Василию:

“иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят: написано, не «Дева», но «младолетна» (νεᾶνις)”.

Об этой трудности писал и великий библеист древности Иероним Стридонский:

“знаю, что евреи обыкновенно возражают, что на еврейском слово ‘almǎ означает не девственницу, а молодую женщину. И действительно, девственница называется собственно bǝtûlǎ, но молодая девица или девушка называется не ‘almǎ, а nа‘ãrǎ”.

В пророчестве об Эммануиле Исайя имел в виду политический инцидент, предсказывая царю Ахазу избавление Иудеи и, как на удостоверяющее знамение этого, указывая на предстоящее рождение его супругой сына Езекии (Сорокин Александр, прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций — СПб.: Институт богословия и философии, 2002. С. 168).

Предположение, что Исайя пророчествовал о рождении Езекии блаж. Иероним оценил так:

“как это натянуто и искусственно, очевидно и для дураков”.

При этом он признает, что

“alma кроме LXX все перевели молодая девица (adolescentula)”.

Блаж. Феофилакт Болгарский пошел ещё дальше и безосновательно обвинил иудеев в порче теста:

“евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо дева ставят молодая женщина”.

Чтобы оценить его версию, достаточно посмотреть в кумранскую рукопись 1Q Isa — самое древнее на сегодняшний день зафиксированное свидетельство того, какое же слово, переведенное в Синодальном издании как “Дева”, значится в стихе 14 седьмой главы Книги Исайи.

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Это слово — העלמה, то есть артикль + “альма”.

Еще раз отметим:

В еврейском тексте Ис 7.14 не упоминаются ни Мессия, ни девственница.

Примечательно, что в толкованиях отцов Древней Церкви на текст Ис 7.14 и Лк 2.26 нигде не упоминается сюжет с Симеоном. Эта легенда была впервые озвучена в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом (Historia ecclesiastica, lib. I, cap. XII).

Меч в душу Богородицы

В рассказе про Сретение старец Симеон предсказал Марии сильные страдания, связанные с Иисусом: “Симеон благословил их, а Мариам, Его матери, сказал:

«Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут (и твою душу тоже меч рассечет). Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы” (Лк 2.34-35).

Из католической традиции православные переняли икону «Семистрельная», где в сердце Богоматери направлены семь мечей.

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Суеверные люди обычно вешают такую икону над дверью, желая оградить дом от врагов видимых и невидимых. Кстати, на иконе «Умягчение злых сердец» по три стрелы справа и слева, а седьмая по центру снизу, а на «Семистрельной» три с одной стороны и четыре с другой.

«Благочестивые» толкования подсказывают, что пронзающий душу Марии меч — это её переживания во время страданий её сына — Иисуса.

Но из IV века мы слышим совершенно иную версию.

Святитель Василий Великий вслед за Оригеном (+254 г.) полагал, что оружием здесь названо искушение, которое постигнет саму Деву Марию.

Он говорит о волнении в её душе, о мысленной борьбе и вообще о её человеческой немощи. Предсказание «все вы соблазнитесь о Мне» (Мф 26.31) он относит не только к апостолам, но и к Матери Иисуса. Слово «соблазн» здесь указывает на сомнения в мессианском достоинстве Спасителя. По мысли свт. Василия Великого, как и любой человек,

Дева Мария нуждалась в «уврачевании от Господа» [Василий Великий. Письмо 252 (260). К епископу Оптиму].

Бог требует торжественности для праздника Сретения!

“Несмотря на раннее происхождение, праздник Сретения Господня до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее”.

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Получается, что Бог не вытерпел пренебрежительного отношения к празднику Сретения и с помощью землетрясения и эпидемии вынудил христиан установить торжественное празднование этого события.

Странно, что в наше время торжественное совершение всенощного бдения под праздник Сретения никак не влияет на распространение пандемии коронавируса.

«Чин благословения свещъ на Сретение Господне»

Сретение Господне. Вопросы и недоумения

Процессия со свечами, став отличительным признаком Сретения, дала в европейских языках название самому празднику (нем. Lichtmess, исп. Candelaria, фр. Chandeleur, англ. Candlemas от Candle Mass).

В Православной Церкви подобная традиция вообще не сформировалась. Богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается. 

Этот обычай в XVII веке Петр Могила позаимствовал в свой «Требник» из латинского «Ритуала».

“У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются (точнее, благословляются). Католики различают «освящения» (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и «благословения» (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т.п.) — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды)” (свящ. Михаил Желтов)

В богослужении Католической Церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник.

Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

Приписывание же «сретенским» (или любым другим) свечам «особых» свойств коренится не в христианском вероучении, а в языческом мировосприятии, когда человек желает, исполнив некий ритуал, приобрести талисман, защищающий от житейских бед и скорбей, и при этом не прилагать никаких усилий к исправлению своей жизни (Скитер Е.М. «Сретенские»свечи и чин их освящения).

Подведем итоги

Симеон Богоприимец не переводил Ветхий Завет.

Изречение Исайи (Ис.7:14) не имеет отношения ни к Мессии, ни к рождению младенца от девственницы.

Пророчество Симеона указывало на сомнения матери Иисуса в мессианском достоинстве её сына. Святые отцы Церкви считали, что Мария была причастна греху, но Бог помогал ей преодолевать обычные человеческие немощи.

Возвышение статуса праздника Сретения в VI в. описано в церковном предании крайне неприглядным образом. Будто ради увеличения «тожественности» праздника христианский Бог поразил людей землетрясением и эпидемией.

Освящение свечей на Сретение Господне не имеет исторических и литургических оснований в православном предании. Это заимствование из  католического обряда, которое в православном контексте не имеет смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: