Сказки про Дионисия Ареопагита

Сказки про Дионисия Ареопагита

16 октября по новому стилю в православном календаре день памяти священномучеников Дионисия Ареопагита, пресвитера Рустика и диакона Елевферия (+96). 

Любители сказок могут ознакомиться с мифами, опубликованными на сайте https://days.pravoslavie.ru/Life/life1657.htm.

При этом “Православная энциклопедия” предоставляет на удивление массу информации для размышления (Зайцев Д.В. Дионисий Ареопагит // Православная энциклопедия Т. 15. — М., 2009. С. 309-324).

Согласно Деяниям апостолов, ап. Павел во время проповеди в Афинах был приведен в ареопаг (ок. 51). После произнесенной им речи

«некоторые… мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян 17. 34).

В эпоху римского владычества компетенция ареопага в области религии и нравственности оставалась неоспоримой. Члены ареопага должны были быть гражданами Афин с обеих сторон в 3-м поколении, обладать достаточным состоянием, иметь знатное происхождение и выделяться доблестями. Исходя из этого, византийскими и западными авторами был сделан вывод о знатном афинском происхождении Дионисия Ареопагита. Однако анонимный константинопольский монах в середине VI в. говорил о фракийском происхождении Дионисия Ареопагита. 

Согласно церковной традиции, сформировавшейся не позже IX в., Дионисий Ареопагит стал 1-м епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (современный Париж) и скончался мученической смертью. 

На протяжении веков традиция почитания Дионисия, современника апостолов, осуществлявшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой: считалось, что это одно лицо или несколько. 

Основными источниками сведений о жизни и почитании Дионисия Ареопагита, а также о тождестве или различии Дионисия Ареопагита и св. Дионисия Парижского являются три Жития. В сочинении «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (Первое Житие; начало VII в.), приписываемом свт. Венанцию Фортунату, Дионисий представлен как современник апостолов, однако он не отождествляется с Дионисием Ареопагитом.

Во 2-й половине VIII в. в Риме были созданы агиографические памятники, посвященные Дионисию Ареопагиту. Среди них — Третье Житие, в котором история Дионисия Ареопагита сливается с историей мученичества св. Дионисия в Паризиях. Житие вскоре было переведено на греческий язык и распространилось в Византии раньше, чем на Западе. Составитель Третьего Жития использовал «Мученичество…», приписываемое свт. Венанцию Фортунату.

В 30-х гг. IX в. аббат монастыря Сен-Дени Гилдуин составил Пространное Житие Дионисия Ареопагита, в котором объединил все известные ему легенды о святом (Второе Житие). Гилдуин попытался свести в единое целое разбросанные по различным источникам данные, он включил в Житие и сведения об авторе корпуса «Ареопагитик». В Житие, составленное Гилдуином, вошли как сведения древних авторов (Евсевий Кесарийский, Руфин Аквилейский, святители Амвросий Медиоланский, Венанций Фортунат), так и заимствования из позднейших источников (Евгений Толедский, послание Аристарха). Основным источником для Гилдуина послужило Третье Житие Дионисия Ареопагита, в котором святой был отождествлен с 1-м епископом Паризиев. Гилдуин утвердил отождествление новозаветного Дионисия Ареопагита и св. Дионисия, почитавшегося в Паризиях. Однако Древний (Малый) Римский Мартиролог (середина IX в.) отличает Дионисия Ареопагита (3 окт.) от Дионисия «в Паризиях» (9 окт.).

Традиция почитания Дионисия Ареопагита получает развитие с появлением корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (рубеж V и VI вв.), автор которых, возможно, для придания значимости сочинению отождествил себя со св. Дионисием, сподвижником ап. Павла, и включил фрагменты «собственного» жизнеописания, послужившие в дальнейшем источником для различных Житий Дионисия.

9-е послание «Ареопагитиков» якобы содержит биографические сведения о Дионисии Ареопагите. В нём автор упрекает Димофила в нетерпимом отношении к пресвитеру, впавшему в смертный грех, но затем раскаявшемуся. Для увещевания своего адресата Дионисий Ареопагит приводит историю с апостолом Карпом.

Прибыв однажды на Крит к ап. Карпу, Дионисий Ареопагит застал его скорбящим по поводу некоего христианина, которого его знакомый язычник во время празднования привлек к исполнению обрядов; расстроенный ап. Карп уже желал погибели и совратившему и совращенному. Но однажды ночью в видении ап. Карпу явился Христос, Который освободил обоих грешников от змей, обвивавших их и увлекавших в бездну. Господь упрекнул ап. Карпа за жестокосердие, сказав, что ради исправления грешника Он готов вновь пострадать.

Та же история видения ап. Карпу приведена аскетическим писателем нач. V в. Нилом Анкирским в послании к еп. Олимпию. Вероятно, у Нила Анкирского ее заимствовал автор «Ареопагитик», поместив этот эпизод в контекст воспоминаний Дионисия Ареопагита.

Этого заимствования не заметили ни западноевропейские, ни византийские агиографы IX-X вв.  

В сочинении «О Божественных именах» (Areop. DN. III 2-3) автор от имени Дионисия Ареопагита называет своим наставником в богословии сщмч. Иерофея, еп. Афинского, с которым они якобы присутствовали при Успении Богородицы. Эти сведения нашли отражение в рассказе Синаксаря Константинопольской Церкви (конец X в.) о сщмч. Иерофее, где этот святой представлен как член Ареопага и 1-й епископ Афин (что противоречит сведениям Евсевия Кесарийского).

Представление о присутствии Дионисия Ареопагита при Успении Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди прп. Иоанна Дамаскина на праздник Успения, в которой приведена речь свт. Ювеналия, архиеп. Иерусалимского (422-458). Свт. Ювеналий упоминает Дионисия Ареопагита, который якобы лично присутствовал при погребении Богородицы, и цитирует сочинение «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г.

Основные аргументы против принадлежности «Ареопагитиков» апостольскому веку следующие: 

  1. Сочинения Дионисия Ареопагита никем не упоминаются до 532 г., что совершенно невероятно для сборника такого значения. 
  2. В трактате, адресованном Тимофею, цитируется послание св. Игнатия Богоносца (Rom. VII 2), написанное после смерти Тимофея. 
  3. EH VI предполагает правильную организацию монашеской жизни, которая возникла только в IV в. 
  4. Наличие в «Ареопагитиках» литургических элементов, которые не могли быть засвидетельствованы в I в., как, например, введение Символа веры в Литургию верных (EH III 3. 7:24-25). 
  5. Наличие халкидонской терминологии. 
  6. Совпадения с сочинениями неоплатоников, в первую очередь Прокла (+485 г.). 

Последние 2 пункта имеют принципиальное значение, т.к. богословская и философская терминология отражает ряд основных тем «Ареопагитиков», которые находятся в определенной преемственности со сложившейся предшествующей традицией .

Время написания «Ареопагитиков» устанавливалось на основе следующих соображений: сборник появился после Халкидонского Собора (451 г.), после включения Символа веры в Литургию верных Петром Гнафевсом, Патриархом Антиохийским (476 г.), и после Энотикона имп. Зинона Исавра (482 г.) и не позже цитирующих его авторов Севира Антиохийского (до 528 г.) и Андрея Кесарийского. 

Авторство корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» приписывалось Дионисию Ареопагиту вплоть до XVI в.

Самые ранние сведения о св. Дионисии содержатся в Житии преп. Геновефы (Женевьевы; древнейшая сохранившаяся версия относится к началу VII в.). В Житии сообщается, что в конце V в. по инициативе преп. Геновефы была построена базилика на месте позднейшего монастыря Сен-Дени, где пострадал и был погребен некий св. Дионисий с товарищами Рустиком и Елевферием, жителями Паризиев. В Житии св. Дионисий не назван епископом Паризиев; священнический сан его спутников не уточнен. В Галльской редакции Мартиролога блаж. Иеронима (ок. 595) св. Елевферий назван пресвитером, а Рустик — диаконом.

Епископом Паризиев св. Дионисия называет только свт. Григорий Турский в «Истории франков» (конец VI в.). Он сообщает о прибытии из Рима в Галлию при имп. Деции (середина III в.) 7 епископов-миссионеров. Имена епископов были взяты свт. Григорием из диптихов церковных общин Галлии. Выбор кафедр, с которыми свт. Григорий связывает деятельность 7 епископов, в значительной мере определяется его личными симпатиями и политическим значением городов в VI в.

Подведем итоги.

  1. В настоящее время в научной литературе проводится различение Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского.
  2. Отождествление Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX в., сохраняется в календарях всех современных православных Церквей. 
  3. О почитании Дионисия Ареопагита на Востоке ранее VIII в. сведений нет. 
  4. В ранних латинских календарях память Дионисия Ареопагита отсутствует. Древнейшее упоминание о ней содержится в Галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.), где указана память святых Дионисия, Рустика и Елевферия в Паризиях (9 окт.). 
  5. «Ареопагитики» послужили источником для различных Житий Дионисия, однако, они появились на рубеже V и VI вв.
  6. К сожалению, в РПЦ транслируются мифы про Дионисия Ареопагита, включающие все мыслимые заблуждения, а научные данные игнорируются.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: