Легенды про Киприана и Иустину

Легенды про Киприана и Иустину

Статья «Православной энциклопедии» (Королёв А.А. Киприан и Иустина // Православная энциклопедия. Т. 33. — М., 2017. С. 716-728) о Киприане и Иустине даёт массу информации для размышления.

Основные сведения о Киприане и Иустине содержатся в 3-х агиографических сочинениях в их честь: «Обращение Киприана», «Покаяние, или Исповедь Киприана» и «Мученичество Киприана и Иустины». Эти произведения связаны между собой сюжетно, но отличаются стилистически; кроме того, некоторые сведения, приводимые в разных сочинениях цикла, не совпадают.

Легенды про Киприана и Иустину

Время создания этих произведений неизвестно. В первоначальном виде легенда о Киприане и Иустине могла существовать уже в IV в., однако дошедшая до настоящего времени трилогия более поздняя.

«Обращение…», вероятно, лежало в основе всех остальных произведений цикла, т. к. оно содержит больше всего исторических фактов, два других сочинения носят скорее легендарный характер.

Возможная датировка и хронологическая последовательность источников выглядят следующим образом: «Обращение…» появилось ок. 350 г., затем — «Исповедь…», а «Мученичество…» скорее всего было создано после 379 г.

Исследователи предполагают, что Киприан — вымышленный персонаж, возникший в результате смешения с Киприаном Карфагенским. Такие выводы основаны на том, что епископ Антиохии с именем Киприан, равно как и епископы Оптат и Анфим, упоминаемые в «Обращении…», не встречаются в известных списках архиереев. Почитание Киприана не зафиксировано ни в западных, ни в восточных ранних календарях.

Свт. Григорий Богослов в 379 г. произнес речь, посвященную одноименному святому — сщмч. Киприану Карфагенскому (Greg. Nazianz. Or. 24). В этом рассказе о его жизни появились сведения, относящиеся к Киприану. Слияние житийных традиций Киприана и сщмч. Киприана Карфагенского отражено и в более поздних источниках. Эта традиция совмещения фактов из жизни одноименных святых сохранилась и до настоящего времени.

Достоверно атрибутируемых Кириану произведений не сохранилось. Известны т.н. молитвы Киприана. Это пространные молитвы для избавления от злых духов и воздействия нечистой силы. Вероятно, они позднего происхождения, не встречаются в рукописях ранее XV в.

Согласно «Мученичеству…», мощи Киприана и Иустины вскоре после гибели святых были привезены в Рим моряками, и там матрона Руфина построила в их честь храм у форума Клавдия. Данные о почитании мощей Киприана и Иустины в Риме ранее XII в. отсутствуют.

В т.н. «Декрете Геласия» утверждается, что Римская Церковь отвергает некоторые агиографические сочинения (например, Мученичества вмч. Георгия, мч. Кирика и мц. Иулитты), т. к. они исполнены неправдоподобных вымыслов и, по-видимому, составлены еретиками. Среди таких произведений названа «книга, именуемая «Покаяние святого Киприана»,- апокриф».

В ходе литургической реформы, проведенной в соответствии с решениями Ватиканского II Собора, из общего календаря Римско-католической Церкви были исключены дни памяти тех святых, исторические данные о которых были признаны недостаточными или недостоверными (новый календарь утвержден motu proprio папы Римского Павла VI «Mysterii paschalis» от 14 февр. 1969). В числе прочих святых было прекращено общецерковное поминовение Киприана и Иустины, их память отсутствует и в Римском Мартирологе (по изданию 2001 г.).

Укажем на анахронизмы и маловероятные для III в. события

Рассказ о Киприане содержит указание, что на следующий день после сожжения колдовских книг

«Киприан пришел на литургию, и, когда диакон Астерий велел ему выйти, как оглашенному, Киприан отказался это сделать».

Присутствие оглашенного на Литургии в III в. было строго запрещено, за этим следили специальные привратники. 

«Епископ в тот же день крестил его».

Однако в III-IV вв. предварительное наставление в православной вере (первый этап оглашения) в древности совершалось в течение двух-трех лет:

«Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и давать ответ епископу, или пресвитерам» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).

А самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Так 45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу).

Идея, что колдуна и языческого жреца покрестят по первой его просьбе могла возникнуть только в конце  IV или даже в V веке, когда институт катехизации фактически исчез и многие с трудом могли себе представить порядок подготовки к Крещению во II-III веках.

В 325 г. на I Вселенском Соборе описанная практика (крещение без длительной подготовки) была строго запрещена:

«многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческого жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят… посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание» (2-й канон).

«На 8-й день Киприан стал чтецом и проповедником. Через год он был уже пресвитером и помощником епископа, а перед смертью еп. Анфим назначил его своим преемником».

Такая спешка с введением неофита в клир обличается в том же 2-м каноне I-го Вселенского Собора («и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство»), а ещё ранее об этом было сказано в Первом послании к Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно»  (1 Тим. 5:22).

«Деву Иустинию Киприан сделал диакониссой и игуменией одного из монастырей Антиохии».

Это анахронизм. Первый женский монастырь основал в IV веке преп. Пахомий Великий для своей сестры Марии. 

Изначально монастыри располагались вне городов. В Антиохии в III в. не было монастырей. Лишь в середине VI века монастыри появились в городах.

Настоятельницу (игуменью) женской обители упоминает Иоанн Мосх (VI-VII в.). Конечно, в  304 г. никаких игумений не существовало.

Подведем итоги

По всей видимости, св. Киприан — вымышленный персонаж.

  1. Легендарность рассказов про Киприана и Иустины признана в Римо-Католической Церкви и  церковными историками. Теперь об этом прямо пишут даже в «Православной энциклопедии», которая издается по благословению патриарха Кирилла. 
  2. О Киприане нет данных ни в древних списках архиереев, ни в ранних календарях. Приписываемые Киприану молитвы написаны значительно позже. 
  3. Почитания мощей Киприана и Иустины в Риме ранее XII в. не существовало.
  4. Легенды о Киприане изобилуют анахронизмами и маловероятными для III в. событиями.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: