Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением.

«Иногда бывает так, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости — озлобление, борьба с религиозными предрассудками: «Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились!». По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они «не могут душой своей принять благодать Божию».

Как отметил патриарх, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, «не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому», и из этой купели многие стали выходить «другими, почувствовав силу Божественной благодати».

Безответственные призывы патриарха Кирилла вынуждают меня сделать несколько комментариев.

  1. Крещенские купания являются не церковным обычаем, а проявлением суеверия

В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» Сергея Булгакова содержится прямое осуждение крещенских купаний:

“В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем”.

В 2011 году викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Евтихий  заявил, что он против крещенских купаний:

«крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении».

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

  1. Религия как “опиум народа”?

После погружения в ледяную воду люди ощущают вовсе не “силу Божественной благодати”.

Невероятный прилив сил — это следствие выделения эндорфинов — синтезируемых в организме морфинов, по способу действия сходных с опиатами. Эндорфины естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль и влиять на эмоциональное состояние. Кстати, влияние внешнего (полученного из опия) морфина на опиатные рецепторы также сопровождается ощущением тепла и эйфорией.

Получается, что патриарх Кирилл призывает людей причинять себе боль, чтобы затем организм в ответ на сильный стресс успокоил и взбодрил себя сильным болеутоляющим средством — внутренним морфином.

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Отмечу, что в церковном сознании подмена благодати нервным возбуждением называется “прелестью”, то есть высшей степенью самообмана.

  1. Ныряние в прорубь категорически противопоказано людям с определенными хроническими заболеваниями

От погружения в ледяную воду может быть спазм сосудов всего тела, мышц, кожи, подкожной клетчатки. При спазме голосовых связок человек может задохнуться. Увеличение циркуляции крови может привести к стенокардическому приступу, инфаркту, инсульту и остановке сердца.

Также могут обостриться имеющиеся заболевания, возникнуть большие проблемы с ОРВИ, простатитом, с детородными органами (воспалительные заболевания яичников или придатков, непроходимость труб). Купание в ледяной купели может повлечь бесплодие у обоих полов, импотенцию, гломерулонефрит, гематурию и почечную недостаточность, особенно у детей, у которых очень тонкая жировая прослойка.

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

По словам епископа Евтихия,

“это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда”.

  1. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Епископ Евтихий отмечает, что

“над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать”.

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Подведем итоги.

Патриарх Кирилл безответственно рекламирует “опиум народа” и псевдорелигиозные суеверия. Он отрицает противопоказания для погружения в ледяную воду и провоцирует в среде верующих рискованное поведение (особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физическому или социальному благополучию личности). Так относятся к людям в деструктивных культах.

Снижать стресс полезнее посредством спортивных нагрузок, которые также приводят к выбросу эндорфинов, но не имеют таких рисков для здоровья, как при купании в ледяной воде.

P.S.

В России уровень бесплодных пар репродуктивного возраста на 2% превысил 15-процентный уровень, что по критериям ВОЗ считается угрозой национальной безопасности страны.
С 2000 по 2018 год количество официально зарегистрированных мужчин с бесплодием в России выросло в 2,1 раза.

Кто будет отвечать за бесплодие детей, которых погружали в ледяную воду?

Крещенские купания. Как патриарх Кирилл провоцирует рискованное поведение

Литература

  1. Епископ Домодедовский Евтихий. Почему я против крещенских купаний // Русская неделя. — 2011. — 20 января
  2. Булгаковъ С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — К.: Типографія Кіево-Печерской Успенской Лавры, 1913
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Аманча

    Послушайте, а вы не правы! Бесплодие у девушек происходит от раннего инфицирования половых путей ! Это от раннего блуда, а не от погружения в воду!
    Девушки чаще всего получают дефлорационный цистит при добрачном сексе, чем от разового погружения в холодную воду. Взрослея и продолжая беспорядочные связи, девушки используют контрацептивы, делают аборты и в итоге остаются бездетными!
    У мальчиков чаще всего бесплодие происходит от банального детского заболевания — «свинки». Родители не лечат ребенка, машут руками — ай, да это же свинка! Да, свинка быстро излечивается сама собой, а последствия бывают неожиданными!

    1. alex (автор)

      Речь идет не о том, от чего ЧАЩЕ возникает бесплодие, а о том, что дети и подростки более подвержены такому риску, чем взрослые. Погружение в ледяную воду однозначно может вызвать бесплодие

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: