Эволюция поста

Эволюция поста

«Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мар.2:18-20).

1. Многие тексты Нового Завета, якобы содержащие слово пост, были испорчены в Средние века

Усиление аскетических тенденций в Древней Церкви и связанное с ним настойчивое требование о соблюдении поста всеми христианами делает неудивительным тот факт, что монахи, переписывающие рукописи, ввели несколько предписаний о посте, в особенности, связанном с молитвой:

— «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29);

— «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме» (Деян. 10:30);

— «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе» (1Кор.7:5). Этот текст без упоминания о посте цитировали многие святые отцы, он входит в состав канонических правил: 3-е правило свт. Дионисия Александрийского (+265 г.), 5-е правило свт. Тимофея Александрийского (+384 г.). Порча рукописей с текстом 1Кор.7:5 произошла лишь на грани IV-V веков. Из этой текстологической катастрофы выросло целое учение о супружеском посте: «мысль апостола Павла не дает никаких оснований для разрешения супружеских отношений во время поста… если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости»[1].

Отметим, что во всех упомянутых новозаветных текстах в оригинале слово пост отсутствовало.

В Рим.14:17, где о Царстве Божьем сказано, что оно не пища и питье, «но праведность и мир и радость в Духе Святом», в одном из кодексов после слова «праведность» имеется вставка «и аскеза»[2].

Более того, иногда в евангельский текст переписчик добавлял целую строку из иного евангелия, и таким образом, ошибка удваивалась. Например, в некоторые поздние рукописи Мф.17:21 добавили уже ранее кем-то испорченную строку из Мк.9.29: «сей же род изгоняется только молитвою и постом»[3].

В Дидахи (I-II вв.) со ссылкой на Евангелие от Матфея указывается: «молитесь о врагах ваших, поститесь о гонителях ваших»[4], хотя в Мф. 5:44 не говорится о посте. 

2. Апостольский век

Пощение — это пост однодневный, состоящий при этом в полном воздержании от пищи до 9 часа (т. е. до 15.00), а не в принятии особой пищи.

Про совершенный пост в «Пастыре» Ерма (нач. II в.) сказано: «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному»[5].

Такое понимание поста, заимствованное у иудейства, можно определить, как богослужебное:

— «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал… Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3);

— «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу» (Деян.14:23);

— «прошло довольно времени и пост уже прошел» (Деян.27:9), имеется в виду однодневный пост Дня очищения во 2-й половине сентября[6].

— «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6:16);

— «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф.9:15).

В Древней Церкви христиане «соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д.»[7].

3. Посты у христиан в II-III вв.

В Дидахи (I-II вв.) впервые упоминается пост в среду и пятницу: «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый [день] недели. Вы же поститесь в среду и пятницу»[8]. Эти постные дни упоминали Климент Александрийский и Ориген[9]. Позже пощение в эти дни было предписано 69-м Апостольским правилом и 10-м каноном VI Вселенского Собора.

Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Св. Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают «один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день». Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня.

Еще один источник, из которого возник Великий пост — это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (Didache 7.4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться[10].

В то время была только одна форма поста — воздержание от пищи в разных формах: до определенного часа, на целый день и т.д. Православные в то время упрекали монтанистов и за удлинение дневного поста далее 9-го часа (то есть позже 15.00).

В III веке кроме среды и пятницы и пасхального поста других многодневных постов не существовало.

4. Влияние монашества

В понимание поста большую перемену внесло монашество – восприятием поста как, прежде всего, индивидуального, аскетического подвига. К V в. пришили к мысли о необходимости ограничивать себя в посте родом пищи. Так как роды и степени этого ограничения поразительно совпадают с отшельническою практикой поста, предшествовавшей учреждению Четыредесятницы, то несомненно, что здесь заимствование оттуда. Так как затем наиболее принятою пищей у подвижников был хлеб и овощи, то такая пища скоро стала повсеместно обычною и для Четыредесятницы.

5. Посты в конце IV –V вв.

Повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц, другие — из 7; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же — в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие — в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19).

«Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково — 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22).

Существенным в посте считался не род пищи, а продолжительность полного воздержания от нее, т.е. час вкушения. Другими словами, в постный день не было завтрака, а лишь обед или ужин. Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69-м Апостольских правилом (кон. IV в.).

Из прочих дней седмицы более священными были, как и ранее, среда и пятница. Теперь впервые находится обоснование поста в эти дни: «Поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток потому, что в оный претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате»[11]. О постном режиме в эти дни известно лишь, что пост оканчивался в 9 часу, т.е. не ели до этого часа (до 15.00); о роде же пищи в эти дни неизвестно ничего.

6. Апостольский (Петров) пост

Изначально пост после Пятидесятницы был компенсаторным: «если кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы»[12]. «Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы»[13] (этот же памятник пасхальный пост определяет всего в два дня).  

В Иерусалимской церкви, по свидетельству «Апостольских Постановлений», Петров пост получил начало в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной их отмены: «После нее (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления»[14].

7. Появление Успенского поста

Успенский пост появился, когда из продолжительного компенсаторного летнего поста (для тех, кто не соблюл Великий пост), по немощи человеческой, был исключен весь июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). Вторая же часть того поста образовала Успенский пост.

Первые упоминания об Успенском посте обнаруживаются в IX в. Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Об Успенском посте нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах св. Саввы Сербского, ХІІІ века. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем, и это в рукописях даже XIV века.

Из типиконов впервые указание на Успенский пост встречается в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что соблюдающие его, утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен[15]

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 г., проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (старый стиль).

8. Становление и длительность Рождественского поста

Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий).

Изначально Рождественский пост длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан – больше). Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ.

В XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Вальсамон говорил так: «40 дней до Рождества постятся только монахи. Миряне постятся только 7 дней до Рождества».

В 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней.  Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря[16]

Вальсамон в конце XII в. писал в своем толковании на 69-е апостольское правило: «Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как — то: в пост Святых Апостолов, Успения Богородицы и Рождества Христова, не подвергнемся за сие стыду»[17].

Таким образом, канонический корпус Православной церкви не содержит предписаний относительно многодневных постов за исключением Четыредесятницы. Стремление соблюдать Апостольский, Успенский и Рождественский пост не предписывается канонами, но и не обличается.

Эволюция поста

[1] Иов (Гумеров), иеромонах. «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2). Об одном недавнем каноническом открытии. URL: http://pravoslavie.ru/29586.html

[2] Мецгер Брюс M., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ББИ, 2018. С. 290-291

[3] Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание. – М.: Российское библейское общество, 2012. С. 47

[4] Учение двенадцати Апостолов, 1:3 // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 42

[5] «Пастырь» Ерма. Подобие пятое. Об истинном посте и о чистоте тела // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 269

[6] Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/ Изд. преемников А.П. Лопухина. — Стокгольм, 1987. URL: http://bible.optina.ru/new:act:27:09

[7] Святейший Патриарх Сербский Павел. Пост в Православной Церкви // Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94

[8]Учение двенадцати Апостолов, 8:1 // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 50

[9] Климент Александрийский. Строматы VII, 12

[10]Великий пост // Православная энциклопедия. Т. 7, 2009. С. 454

[11] Апостольские постановления VII, 24

[12] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. — М., 2004. С. 127

[13] Ипполит Римский. Апостольское предание // БТ-5. — М., 1970. С.293

[14] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. — М., 2004. С. 127

[15] Там же

[16] Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. — Атина, 1956. С.12

[17]Апостольские правила. URL: http://www.agioskanon.ru/apostol/001_r69.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: