Анахронизмы в житии св. Стефана 

Анахронизмы в житии св. Стефана 
  • Стефан не был диаконом

В книге Деяний Стефан и остальные члены Семи не названы диаконами в современном смысле этого слова.

Поводом для установления их служения была не необходимость помощи при совершении богослужения, а социальное служение (диакония): их задачей было “прислуживание у столов” (Деян 6.1-3) при ежедневных раздачах еды вдовам. Служение Семи в тексте противопоставляется “молитве и проповеди Слова” (Деян 6.4). Таким образом, они были не священнослужителями, а социальными работниками и катехизаторами.

Анахронизмы в житии св. Стефана 

Филиппа – «одного из семи» — Дееписатель называет «благовестником» (εὐαγγελιστοῦ Деян 21.8).

Со ссылкой на мнение свт. Иоанна Златоуста, в 16-м каноне Шестого Вселенского Собора  служение «семи мужей» не признается диаконским. В этом правиле Семь отличаются от «мужей, служащих таинствам», ибо в то время «степени диаконов не было в Церквах. Имя диаконов не было известно и употребительно». 

  • Странные обстоятельства гибели Стефана

Лука сообщает, что Стефан был побит камнями (Деян 7.57–60).

Анахронизмы в житии св. Стефана 

Поскольку Синедрион не имел права жизни и смерти, не понятно, как враги Стефана рискнули на подобную дерзость. Еп. Кассиан (Безобразов) предполагал, что это стало

“возможно или благодаря отсутствию прокуратора, или по его попустительству”.

В случае расправы над Иисусом ситуация описана иначе:  «

Берите Его сами и судите по своему закону», — сказал им Пилат. «Мы не имеем права предавать кого-либо смерти», — возразили они” (Ин 18.31).

  • Антихрамовое провозвестие Стефана

На иконах Стефана обычно изображают с кадилом, то есть как служителя культа. 

Анахронизмы в житии св. Стефана 

Но из его слов к обвинителям можно сделать вывод, что он был противником храмового культа. 

К суду Синедриона он был привлечен по обвинению в хуле на храм и на закон (Деян 6.11–14). В своей речи (Деян 7.2–53) он прошел мысленным взглядом события ветхозаветного прошлого, чтобы пояснить свое отношение к храмовому культу. Бог всегда пребывал со Своим народом без стационарного Храма. Дом Богу построил только Соломон (ст. 47), и значение этого достижения Стефан тотчас же поставил под сомнение:

“Вездесущий Бог, сотворивший небо и землю, живет не в рукотворимых храмах” (Деян 7. 48–50).

Итак, Стефан поставил под вопрос сам храмовой культ (ст. 47–50): для служения Богу-Творцу храмы, созданные человеческими руками, не нужны. 

Еп. Кассиан (Безобразов) озвучил мнение, что

мысль о культе без Храма была распространена в тех кругах эллинистического иудейства, к которым принадлежал Стефан.

Подведем итоги. 

  1. Стефан не был диаконом. Скорее, он был социальным работником и катехизатором.
  2. Рассказ про осуждение Стефана на смерть в условиях римской оккупации кажется сомнительным.  В евангелии от Иоанна такая возможность осуждения Синедрионом иудея на смерть отрицается.
  3. Стефан и его окружение не связывали действие Божией благодати с храмовым культом. Изображение Стефана на иконах с кадилом является анахронизмом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: